«ДО СЛЕЗ, ДО МУРАШЕК»

«АркА» подводит итоги конкурса лучших рецензий на спектакли прошлого сезона, актеры и актерские ансамбли которых выдвинуты на Республиканскую театральную премию «Онежская маска».

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Автору лучшей, на взгляд худсовета «Арки», рецензии достается билет на церемонию награждения лауреатов премии под названием «Свет! Камера! Мотор!», которая пройдет 14 апреля в Национальном театре Карелии. Напомним, что те зрители, которые не смогут попасть туда, получат возможность посмотреть онлайн-трансляцию представления.  

Итак, всего мы имеем 7 конкурсных и 4 внеконкурсных работы. Последние написали профессиональные журналисты или авторы нашего журнала. Также к последним мы были вынуждены отнести отзыв Егора Антонова, который написал о спектакле театра «Творческая мастерская» «Про мою маму и про меня», не включенном в программу нынешнего фестиваля «Онежская маска».

Мы приняли решение опубликовать все конкурсные рецензии и рецензию Егора Антонова. Имя победителя будет названо в конце материала.
Больше всего отзывов мы получили на спектакль Глеба Германова «Гардения», который представило на «ОМ» Театральное объединение «Ок.Но». Один из написала Елена Шерлыгина.

«Спектакль «Гардения» в постановке Глеба Германова. Аскетичное представление о внутреннем мире каждого из нас со своими ранами, травмами и счастьем. Красной нитью для меня стала мысль в спектакле о том, что нужно перестать сжиматься, чтобы поместиться в местах, которые вы переросли, и в людях, даже если это ваша родная кровь. А так происходит из поколения в поколение.

Декорации минимальны, от того ты еще больше погружен в фокус восприятия. Реквизит, который всегда актуален: сигарета, красная помада для женщин, черное платье как завершение образа классики жизни и белое платье в финале как заявка на легкость бытия.
В жизни четырёх поколений - матерей и дочерей, правнучки, внучки - слышишь и понимаешь: то, что ты не меняешь - ты принимаешь.

Слова женских поколений глаголом жгут сердца зрителей, обретая накопительный эффект, который зритель ждёт с нетерпением в конце спектакля. Музыка текста, магия слова, искусство заголовка новой жизни, уникальность женских историй - главная валюта - и всё же любовь!
Парадокс, каламбур, метафора, контраст, противопоставление, языковая игра, - абсолютно всё присутствует в спектакле и в игре четырех женщин на сцене.

Уверена: каждый зритель откликнулся на сюжет спектакля, каждый нашёл в нём свою драму и свой ответ, историю. Спасибо молодому режиссеру за глубину и погружение. Браво! Красный ковёр - красная дорожка - надежда - вера – любовь».
О спектакле «Гардения» пишет и Ольга Васильева.

«Вчера с подругой мы посмотрели спектакль "Гардения" в Доме актера. Сели в первый ряд, выключили телефоны, и на полтора часа полностью погрузились в происходящее. Судьбы простых женщин, связанных родственными узами, рожденных в разные эпохи и в разных местах, оказались так отчаянно похожи, что в какой-то момент мне захотелось выйти в коридор, чтобы больше не раниться сценами, где царит невыносимая боль и невозможность вздохнуть. Пьяная мать, лежащая на полу… Бутылка, обнаженные ноги… Рядом, свернувшись в комочек, девочка. Ребенок.

Роли исполняют актрисы из разных театров города: заслуженная артистка Карелии Ольга Саханова (Театр драмы РК «Творческая мастерская»), заслуженная артистка Карелии Олеся Леонтьева (Национальный театр Карелии), Екатерина Швецова (Театр кукол РК), Екатерина Баранова (Негосударственный авторский театр Ad LIBERUM). Спектакль рассказывает о четырех женщинах, каждая из которых – мать, бабушка, дочь. У них нет имен, только своя собственная история. Черные наряды, туфли на шпильке и боль, у каждой своя.

Женщина I – родилась в 1920 году; женщина II – родилась в 1942 году; женщина III – родилась в 1962 году; женщина IV – родилась в 1982 году.

Повторение родовых сценариев – тема непростая и болезненная. Девочка, из года в год наблюдавшая за поведением матери-алкоголички, решает раз и навсегда "никогда не притрагиваться к спиртному", чтобы "не быть, как мать". Вместо этого она сутками работает, обеспечивает семью, заботится о своей подрастающей дочери, правда, как умеет: сухо, изредка (в свободное от работы время), порой жесткими и радикальными способами. Внучка, словно под копирку, повторяет судьбу бабушки-алкоголички. В юности она мечтает о дочери в категориях иллюзорных фантазий, зачастую оторванных от реальности ("я буду любить ее сильно-сильно, скуплю все платьица и банты"). И вот уже четвертое поколение: женщина, которая, кажется, сумела вырваться из порочного круга. Она, в отличие от своих родственниц, предстает перед нами в белом платье, с цветами. Улыбающаяся, светлая, счастливая девушка. Эта героиня дарит мне надежду. Мне становится легче. Ощущение, что "все это будет продолжаться вечно", уходит.

Я опасалась, что спектакль скатится в драму без возможности перевести дух и прийти в себя. Я боялась соприкоснуться с чем-то своим и развалиться на кусочки от невозможности прожить эту боль. Но спектакль грамотно сбалансирован, в нем трагическое переплетается с комическим. И заканчивается он так, что есть над чем подумать, но нет чувства безнадежности и замкнутого круга. В конце я много смеялась, словно нужно было выплеснуть из себя это напряжение и дискомфорт, оставить их в этом маленьком, черном зале. Домой я ехала опустошенная.

Думаю, "Гардения" – из тех спектаклей, которые глубоко оседают в зрителях и потом еще долго будут доноситься отголосками увиденного и осознанного. Нужно ли идти на спектакль "Гардения"? Однозначного ответа у меня нет. Если есть возможность соприкоснуться с чем-то глубоким и важным, но не раниться об этот опыт – идите. Если в вашей истории есть похожие "картинки" и вы с этим живете, этот опыт иногда просачивается, порой ранит, то будьте, пожалуйста, бережнее к себе. Спектакль очень непростой.

«…Где у этой истории начало, где середина, где конец. Самое главное - прощение и уважение. Я люблю мою маму, уважаю её усилия, работу и воспитание. Я прощаю ей и плохие слова, и плохие чувства. Надеюсь, что когда-нибудь она тоже это поймет и простит своей матери, а та - своей. Я надеюсь, что всё будет хорошо. Лучше, чем было…»
Выражаю огромную благодарность режиссёру Глебу Германову (Национальный театр Карелии) за столь смелое решение. Рада, что в нашем городе столько талантливых и смелых людей».
Еще один отзыв о спектакле «Гардения». Автор – Юлия Блинова.

«Бывают спектакли, после которых не можешь сразу идти домой. Не получается. «Гардения» – один из них.

И вот ползёшь между январских луж, еле волоча ноги по льду. Смотришь, как суетятся страждущие возле алкомаркетов. С горечью вздыхаешь. А когда переступаешь-таки порог квартиры, понимаешь вдруг: нет сил. Ни на что. Звучит не очень, да? Но это, поверьте, прекрасно. Зачем психологи, когда есть такой театр?

Люблю, когда красиво. Да, спектаклей это касается тоже. И как здорово, если под стильной, эффектной обёрткой оказывается глубокое содержание.

Какие-то шестьдесят минут. Но сколько всего можно прочувствовать, осознать и ощутить за этот час... Целая жизнь! И не одна.

«Гардения» – очень эмоциональный спектакль. Эмоциональный внешне, эмоциональный внутри. Спектакль, уйти с которого невозможно ещё долгое время: мысли постоянно возвращаются туда, к этим героиням, к их судьбам.

Пьеса эта о семейных отношениях. Четыре поколения, четыре истории. Разные ли они? Похожи ли? Возможно ли что-то изменить или всё... предрешено? Об этом предлагает подумать современный польский драматург Эльжбета Хованец. И о счастье, конечно. И о любви. Важен ли контекст, если автор – полячка, или, как теперь будет правильнее, полька? Возможно. И всё же не настолько, чтобы не почувствовать главного. А главное здесь вне контекста и вне времени. Главное – в нас самих, внутри нас. Только нужно быть честными. Готовы?

Это эксцентрично. Это, увы, всегда актуально. Это невероятно грустно и очень смешно. Ольга Саханова творит на сцене что-то невообразимое. Кстати, когда увидела информацию о спектакле, даже подумать не успела – рука сама нажала на кнопку. Минуты не прошло, а билеты уже у меня. И я знала точно: ни о чём не пожалею. Так и вышло. И пусть любимая пугачёвская песня "Вот так случилось, мама" больше не будет прежней, лёгкой и блюзовой. Ничего. То, что удалось прожить за этот час, просто бесценно.

Несмотря на яркий драматизм, финал очень тёплый. Смеяться, когда на щеках ещё не высохли слёзы, – хороший опыт.

Думаю, каждый непременно увидит здесь что-то своё. Или увидит себя? Может, свою маму? Бабушку?.. Я много думала после. Благодарила жизнь за то, что у меня была прекрасная мама. Да, вспыльчивая. Но ведь отходчивая. Ох, как мы ссорились иногда! Но тут же мирились. Да, склонная к слезам и меланхолии. Но хохотавшая так, что дрожали стены. А главное – любящая. Лю-бя-ща-я. Что ещё нужно ребёнку?

Наверняка о чём-то задумаетесь и вы. Спектакль потрясающий. Талантливый режиссёр, замечательные актрисы. Посмотрите "Гардению", друзья. С трепетом в душе рекомендую. Второй раз в жизни крикнула браво. До слёз, до мурашек. Спасибо огромное!»
О спектакле «Гардения» написала и наша коллега Юлия Утышева. Публикуем ее отзыв, который мы решили оставить во внеконкурсной программе.

ЭТИ ЖЕНЩИНЫ и их цветочек беленький

Впервые на «Онежскую маску» номинирован спектакль, созданный творческим объединением актеров из разных театров «ОК.НО»

Среднестатистический человек знает своих предков примерно до четвертого колена. Среднестатистический человек может говорить: «В нашей семье всегда так делали», но почему так делали - он не знает. Например, почему отрезали концы у колбасок, прежде чем их поджарить. А, оказывается, у прабабушки была очень маленькая сковородка, в которую они не помещались целиком. Как правило, мы наследуем у своих предков не самые лучшие черты. Особенно если на протяжении нескольких поколений им все время приходилось выживать.

У героинь пьесы польской драматургини Эльжбеты Хованец нет имен. Они произносят свои монологи под номерами Женщина I, Женщина II, Женщина III, Женщина IV. Впрочем, имена и не нужны. Такая история могла произойти с кем угодно и в Кракове, и в Чикаго, и в Екатеринбурге. В течение часа перед нами разворачивается семейная сага от прабабки к правнучке, где все ненавидят друг друга, где дочь не хочет походить на мать, и все-таки повторяет ее судьбу. Одни женщины. О мужчинах мало слов. Он где-то там либо с другой, либо пьяный спит в луже собственной блевотины.

Четыре женщины — четыре актрисы из разных театров: Ольга Саханова, Олеся Леонтьева, Екатерина Швецова и Екатерина Баранова. Замечательный актерский ансамбль, где у каждой женщины есть своя маленькая характерная черточка. Женщина I ходит в шубе («У настоящей леди должна быть шуба!»). Женщина II в любой непонятной ситуации моет полы. Женщина III хромает — у нее одна нога короче другой. Женщина IV дрессирует собаку. У каждого свой рецепт борьбы с тоской и одиночеством. Они много работают и мало любят друг друга. В спектакле совсем нет декораций, а костюмы предельно минималистичны — только черного цвета. У актрис остается один инструмент, чтобы показать состояние своих героинь. Это волосы. Волосы собранные в пучок или хвост, волосы заплетенные в косички или небрежно распущенные по плечам. Нет, конечно, я немного лукавлю, потому что в распоряжении артиста всегда еще есть голос и тело. И тут, конечно, самая сложная задача у Ольги Сахановой, ведь ее героиня проживает жизнь от юной девушки до дряхлой старухи, которая смотрит на своих родных уже с небес, грозя им горшочком с кустиком тропического цветка гардении.

В конце спектакля все женщины собираются в одном доме на большом ковре. Ковер — это вообще важная деталь, признак благополучия и семейного счастья. У вашей бабушки тоже ведь есть ковер и иногда вы встречаетесь все вместе, чтобы отметить какое-нибудь семейное торжество. О, сколько всего повидал этот ковер. И в этот раз случилось тоже важное: Женщина IV сообщает, что она беременна. История продолжается.

Но ведь кто-то должен порвать этот порочный круг ивыйти из родового сценария. Героиня Екатерины Барановой пытается это сделать. Но остальные Женщины требуют свадьбы и обязательно букет невесты с цветами гардении. Так принято в их семье. Все выходили замуж.

И вот они несут этот свой букет сквозь года, этот свой «цветочек аленький» (вообще-то он беленький) как надежду на счастье и любовь. А может быть, в этом и заключается постоянство мира, в котором снова родятся дети и продолжается жизнь?

Спектакль называется «Гардения», режиссер Глеб Германов. Пожелаем же творческому объединению «Ок.Но» удачи».
Наталья Козорез написала отзыв на спектакль «Сотворившая чудо» Негосударственного авторского театра Ad Liberum.

«Эмоции боли, сострадания и бессилия накрывают с первых минут спектакля. Слепоглухонемой ребенок. Любящие родные не знают, как помочь, и теряют веру. И вот молоденькая девушка, по сути, - девочка, знает, как и с невероятным упорством, шаг за шагом, пытается вернуть малышке возможность общаться, познавать, развиваться. Каково это - погрузиться в мир без картинок и звуков? Как донести это до зрителя? Апофеоз с потоком воды в финальной сцене. Мне показалось, что рыдал весь зал: это было и очищение, и восторг. Просто актерский подвиг, я считаю. Дайте, пожалуйста, этому спектаклю главную премию».
Ольга Шаталова – автор рецензии на балет «Вертикаль» Виктории Арчая, поставленный в Музыкальном театре Карелии.

«Не от мира сего

Танюша согласилась составить мне компанию на недетский балет 'Вертикаль' в Музыкальный театр Карелии. И в этот раз (в отличие от фестиваля Nord dance) сидела смирно и старательно всматривалась в каждую сцену. Задавала вопросы, вникала, зачем танцоры переодеваются, бегают с колёсами и завязывают банты на чудо-дереве. Потом, правда, сказала, что ей 'не очень'.

Конечно, этот балет не совсем для детей, хотя маркирован 6+. Отшлифованные движения, уверенные поддержки, безупречные тела, чувства, переданные без слов. Это магия! О, у меня от балета голова кругом. А Таня ёрзает на моих на коленях: когда конец?

В основе истории пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», понятная и ребенку. Как говорит программка, хореограф Виктория Арчая сталкивает на сцене обыденность и чудо. Снежная Дева (Любовь Землянская) с отрешенным взглядом олицетворяет неземное. Она и правда космически хороша: легкая, пластичная, безупречная.

Эта героиня 'не от мира сего' встречает Юношу (Джагба-Доржо Гармаев). Он приземлен, строг, тянет привычную ношу и не задает вопросов. Парень ведет себя как обыватель при встрече с непривычным. С чудом. Интересно, но страшно.
Они могли быть вместе. Не случилось. Девушка хочет стать ради него другой, обычной. Старательно учится у сверстников. Действия массовых сцен показаны широкими мазками: гуляния, желания, сватовство. До чего шумно, зрелищно! Но Юноше теперь такая, как все не подходит. Ему подавай неземную. Сцена объяснения на качелях захватывает. (Таня, конечно, захотела такие качели домой. И ещё так же влюбиться).

На сцене мало декораций, нет ни леса, ни деревни. Все условно и просто. В центре, словно отдельный живой персонаж, растёт изящное дерево. Его дополняют простые детали и сдержанные черно-белые костюмы артистов. Вокруг дерева кипит жизнь. И в нем же растворяется оставшаяся одинокой Дева. Кажется, нам всё снится. Но где-то внутри звучит голос: 'Любовь станет наградой только тому, кто ее заслужил. Кто не боится'.

Под финальные аплодисменты в голову постучалась шальная мысль (какой маме не стучалась?): «А что, если дочке пойти на просмотр в балетную студию?» И, совпало, спасибо Наталье, - в руки попала «Виллиса» Юрия Короткова. Читаю и злюсь. «…Ни одной связной мысли в голове. Только красные вспышки перед глазами. Только мат сквозь стиснутые зубы вместе с дыханием. А стрелка часов на стене будто прилипла. Ноги гудят, как чугунные. Колени подламываются сами собой. Мягкие балетки жгут стопу, как наждак. Душа вылетает вперед и вверх, а неподъемное тело едва волочится следом…» Или - Анна Павлова: «Балет - это …не техника…». «Это душа», - вразнобой закончили девчонки. «Так где у вас душа? Одни мускулы!» Отлегло, мечты о пуантах развеялись. Балет - для избранных. Мы лучше в зале будем аплодировать, стоя. А в антракте штурмовать буфет».
Маргарита Столярова написала на конкурс два отзыва, оба – в стихах. Один из них написан под впечатлением от спектакля Национального театра Карелии «Гипербореец».

«То, что важно и сакрально,
Мудрость поколений
В театре Национальном
Видим мы на сцене.

"Калевала" оживает
В красоте и вере
И рассказ вновь начинает
О Гиперборее.

Беззаботный Лемминкяйнен
Путь свой обретает.
Ничего здесь неслучайно,
Ведь судьба такая.

Глеб, Людмила, Ронья, Лада,
Вячеслав, Никита!
Видеть их - всегда отрада,
Говорю открыто.

Так пронзительно и нежно
Смысл доходит веский,
А ещё звучит, конечно,
Наш язык карельский.

Свет и музыка наполнят
Вдохновеньем сердце,
И поэтому мы смотрим
Все "Гиперборейца"!

Второй отзыв Маргариты – о спектакле «Космос» театра «Творческая мастерская».

"Творческая мастерская"
Приглашает в "Космос"!
И уводит жизнь мирская
Всех нас прямо к звёздам.

Неизведанная сила
Спорных притяжений.
Отразилась вся Россия
В Бугульме на сцене.

Как Виктория блистает!
В школе вот - Татьяна,
Хоть история простая,
Всё непостоянно.

В роли Гули - наша Ольга
Просто превосходна!
Впечатлений очень много,
Это бесподобно!

Смех сквозь слёзы, страх сомнений,
Голос отдалённый.
И, конечно же, Евгений -
Без ума влюблённый.

Если говорить серьёзно,
Чтоб понятно стало:
Что сказать? Ну, просто "Космос"!
Вот и всё, пожалуй!
Егор Антонов написал нам, что что был рад попробовать написать рецензию. Его отзыв – про спектакль театра «Творческая мастерская» «Про мою маму и про меня».

«Дело было так. Мои родители как-то решили сходить в театр «Творческая мастерская» вдвоем, а по возвращению сказали, что им очень понравился спектакль и они бы хотели, чтобы и мы посмотрели его. Я и мои сестры, само собой, были только за! Билеты в «Творческую Мастерскую» разбирают очень быстро, поэтому мы взяли их пораньше и в один февральский вечер поехали смотреть представление.

«Творческая Мастерская» сама по себе очень уютная. Тут были мягкие кресла, шарики висели на потолке, комната освещалась приятным оранжевым светом. Мы немного посидели там в ожидании спектакля, сделали несколько фотографий.

Затем началось самое главное! Мы прошли в зал, где была сцена и много стульев, некоторые из них притащили дополнительно из-за высокого спроса. Нам достались довольно удобные места в первом и втором ряду. Мы сели, свет погас, началось представление...

Исходя из названия, несложно догадаться, кто главные герои. По сюжету девушка, дочь, рассказывает зрителям о своей жизни, пытается найти себя, думая, что она - неудачница. Там было и про школу, и про увлечения, и про первую любовь... В каждом из этих событий мама всегда поддерживала ее, помогала. Также были истории из жизни мамы и многих других персонажей, которые оказали влияние на жизнь девушки тем или иным образом. Все это было как воспоминания, проигрывающиеся на сцене в разном порядке. Декораций было совсем немного, все происходило в небольшой квартире главных героев. Но и без них все было понятно, очень интересно и красочно. Мне кажется, что для воспоминаний не нужно много декораций, но это мое личное мнение.

Некоторые моменты спектакля были смешными, грустными, какие-то заставляли задуматься... Мне очень понравились события Второй Мировой войны из воспоминаний соседки. Моей младшей сестре понравился момент, где главная героиня пыталась много раз подарить куклу своей однокласснице на день рождения. Не описываю очень подробно, дабы случайно не спойлерить тем, кто не смотрел.

В конце спектакля мы перемещаемся в ближайшее будущее, где дочь все же добилась своего успеха и нашла свое призвание благодаря поддержке матери. В этот момент у меня выступили слезы на глазах, скорее всего, - от счастья.

Выступление мне очень-очень понравилось, однозначно стоит своих денег и вашего времени, советую всем! Только билеты стоит брать пораньше, желающих очень много».
«АркА» благодарит наших читателей, которые оказались умными, тонкими, думающими и остро чувствующими зрителями. Каждый отзыв по-своему интересен и достоин поощрения. НО билет на церемонию у нас только один, к сожалению. Получает его Ольга Васильева, которая не только посмотрела спектакль, но и прочитала перед этим пьесу Эльжбеты Хованец, от чего её отзыв получил практически профессиональный объём. Поздравляем!


События
Made on
Tilda