«Я люблю тебя. Всегда и навсегда»
В Негосударственном авторском театре Ad Liberum прошла премьера спектакля по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Режиссер – Снежана Савельева.
текст: Мария Шамраева
Это история о девочке Элен, которая живет в хорошей семье, с мамой и папой, которые ее любят и балуют, но ничем не могут ей помочь. Элен – слепоглухонемая с полуторагодовалого возраста. Она страдает от того, что не может найти никакого контакта с миром, поэтому ведет себя временами агрессивно. Родительское желание облегчить жизнь ребенку и потакание всем ее капризам никак не улучшает ситуацию. Появление в доме молодой учительницы, настроенной обучить девочку языку общения для глухих, меняет привычную жизнь семьи Келлер.
Да, полное имя девочки – Хелен Келлер. Пьеса была написана по мотивам подлинной истории, которая произошла в Америке больше столетия назад. Слепоглухонемая Хелен Келлер благодаря своему таланту, а также терпению, строгости и новой методике изучения языка глухих, которую применяла ее учительницы Энн Салливан, находит связь между словом и объектом. Потом она достигает невероятных результатов в изучении иностранных языков, начинает ездить с лекциями по миру о основывает свой фонд. Всё последнее осталось за скобками пьесы. Драматургу был интересен сам момент обретения свободы, момент победы духа над телом.
Методы перевоспитания и обучения, которые использует новая учительница Элен, еще не были хорошо изучены в XIX веке. Поиск общего языка учительницы и ее подопечной (сюда же добавляем общие вопросы воспитания ребенка) составляют основу конфликта.
Снежана Савельева – режиссер прямого высказывания. Её художественный метод связан не с поиском новой образности материала, а с попыткой полного погружения актеров в предлагаемые обстоятельства. На выходе эмоции, которые испытывают герои, оказываются настолько личными для самих актеров и так сильно поглощают их, что и зрители уже не могут остаться равнодушными к происходящему.
Роль Элен в спектакле играет Мария Андреева, выпускница курса Снежаны Савельевой. Вместе с Екатериной Барановой, исполнительницей второй главной роли в спектакле, они изучали язык жестов, которым пользуются люди, которые не только не слышат, но и не видят. Достоверности происходящему, очевидно, добавляют наблюдения Марии за поведением людей с похожими девиациями.
Действие не перенесено в наши дни – в спектакле сохраняется антураж эпохи XIX века. Супруги Келлер (Елена Сапегина и Владимир Елымчев) одеты в красивые белые костюмы того времени, имеют, как положено, чернокожих слуг (их играют Кристина Усанкова и Сергей Шатровский). Их сын Джеймс (Константин Гашков) снисходительно галантен по всем нормам этикета того времени.
На маленькой площадке в Доме актера, где расстояние до зрителей составляет пару метров, такое следование букве пьесы сопряжено с изрядной храбростью постановочной команды. Вблизи хорошо видны все приспособления артистов и нюансы их жизни на сцене. Мы видим, что, несмотря на раздающийся натуральный детский крик, в колыбельке нет младенца, что артистка зачем-то утолщена и загримирована под негритянку, что капитан Келлер сердится не всерьез и так далее. И, вместе с этим, зрители так любят этот театр, что принимают происходящее за чистую монету. Во многом это происходит потому, что главной задачей артистов становится прямодушное и искреннее высказывание, открытая попытка донести присвоенное себе переживание героев.
«Сотворившая чудо» - эмоциональный спектакль. Несмотря на постоянную битву темпераментов и общую нервозность, здесь прямо говорится о любви. «Я люблю тебя, Элен. Всегда и навсегда». Возможно, кому-то не хватает этих слов прямо сейчас.


Еще почитать
Made on
Tilda