Нок, нок, нокин он хевенс дор

В Театре драмы Карелии «Творческая мастерская» прошла премьера спектакля «Космос» по пьесе Алексея Житковского. Режиссер постановки – Артем Галушин. Художник – Ютта Роттэ. Видеохудожник – Дарья Мальцева. Художник по свету – Валентин Седаков.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Режиссер Артем Галушин поставил в «ТМ» свой второй спектакль. Герой первого спектакля «Фото на развалинах» - подросток, переживающий серьезный кризис в жизни. В его мире есть развод родителей, пьющая мама, непростые любовные отношения, конфликты в школе. Но у него все же есть опора на людей, которые его любят, понимают и прощают, и это помогает ему держать баланс на этих своих «развалинах». «Космос» продолжает разговор о том, как искать выход из ситуации this is the end.
В пьесе «Космос» тоже есть молодой человек Андрей (его роль играет Руслан Арифуллин), очевидно переживающий свои личные и общие экзистенциальные несовпадения со счастливой жизнью, но основной герой истории не он. Центральный персонаж «Космоса» - его мама, учительница английского языка в средней школе №35 города Бугульма Татьяна Викторовна Гиззатулина. В спектакле «ТМ» ее роль играет Виктория Федорова. В самой первой сцене она «застыла в неудобной позе» в кресле. Ощущение неудобства в обстоятельствах ее рутинной малоинтересной жизни учительницы сохраняется. Кажется, что она давно перегорела, смирилась с этим и плывет по жизни благодаря инерции и способности иронизировать над собой и другими.
спектакль «Космос», фото: М. Никитин
Центральное событие в спектакле – ожидаемый приезд самого знаменитого человека Бугульмы космонавта Сергея Лысова. У Татьяны Гиззатулиной, его одноклассницы, связана с ним личная история. Может быть, главная в ее жизни.

Кажется, что режиссер выстраивает на базе «ТМ» театр, который условно можно назвать социальным. В его постановках мы видим школьных учителей, бухгалтера в ЖЭУ, продавщицу, слышим бабку, которая пришла разбираться со счетами за коммуналку. Все эти типы фантастически узнаваемы - по одежде, аксессуарам, жестам, манере говорить, по интонациям. Кажется, что для режиссера важна такая предельная конкретность. Темы двух спектаклей тоже вполне конкретны, они связаны не только с общими проблемами одиночества, взросления, старения, нереализованности, но и с вполне определенными жизненными ситуациями. Уверенно отнести спектакли к социальному театру все же не позволяет обязательный в каждой постановке элемент сюрреализма, что-то совершенно внебытовое и сильно влияющее на героев.
В спектакле «Космос» таким «мистическим» мотивом становится общение Татьяны Гиззатулиной с разными персонажами из какой-то другой жизни. Среди них – Микки Рурк (он же Джонни из «Девяти с половиной недель»), космонавт Сергей Лысов, совершивший два выхода в открытый космос, а сейчас готовящийся к третьему полету. В этой компании однажды оказывается и ее умерший муж Ильдар Гиззатулин, которого одни считают героем, а сама Татьяна – чудовищем. В пьесе они взаправду появляются перед Татьяной, кормят обещаниям любить и мыть посуду, а также звездной пылью, чтобы героиня была по-настоящему живой.
спектакль «Космос», фото: М. Никитин
Для Артема Галушина важно создать атмосферу гиперреальности происходящего, поэтому «вторую жизнь» Татьяны Викторовны мы видим только в «кружке» или в иллюминаторе космического корабля, если оттуда посмотреть на Землю и увидеть Бугульму. Голоса Микки (он же Джонни) и такого же надмирного космонавта Сергея Лысова, бывшего одноклассника Татьяны Гиззатулиной, производят своей отстраненностью гипнотический эффект не только на героиню, но и на публику в зале. В театре «ТМ» таким голосом умеет говорить актер Евгений Терских.
В противовес этим интонациям в спектакле звучат интонации «из жизни». Чтобы усилить эффект узнавания, интонации иногда утрируются. Например, тот же актер Евгений Терских в роли учителя физкультуры Гургена имитирует кавказский говор – получается, как в анекдоте. Факультативная сцена, где Гурген собирает сумку, чтобы уехать к маме в Краснодар, потому что Татьяна так и не обратила на него внимания, происходит в антракте. В зале включен свет, а на экране запущен таймер, фиксирующий время паузы между действиями. «Разве я не красив?» - бросает в зал актер Евгений Терских. Привставшие зрительницы садятся снова на свои места.
Надежда Марковна, учительница музыки (Светлана Кяхярь), фото: М. Никитин
Примерно из анекдота взялась и Надежда Марковна, учительница музыки, роль которой очень убедительно играет Светлана Кяхярь. Ее героиня суетливая, преданная школе и директору, очень смешная («Ну, later так later»). Чувствуется, что и у Надежды Марковны не самая счастливая жизнь. Роль трепетного энтузиаста-директора школы играет Дмитрий Константинов. Директор Эдуард Владимирович – советский «маленький человек». Он страдает, он стремится к идеалу, но это – дорога в никуда. Он может даже заплакать. Манера речи каждого делает учительские образы узнаваемыми и комичными.
Интонациями в ассортименте обладает актриса «ТМ» Евгения Верещагина, вообще обладающая талантом пародиста. В спектакле она играет роли тележурналистки (здесь – все штампы профессии) и незримой старушки в ЖЭУ. Сцена с записью сюжета о встрече космонавта на родине в Бугульме очень смешная: «Бугульма. Здесь течет речка Бугульминка. Здесь живут бугульминцы. Бугульмировали, бугульмировали, да не выбугульмировали», - сочиняет она на ходу, записывая третий дубль стендапа. В новостях про приезд космонавта интонация ведущей уже другая, но снова – узнаваемый типаж. Закадровый перевод английских фраз, с помощью которых Татьяне Гиззатулиной проще выразить мысль, Евгения читает в знакомом «гоблинском духе», а авторские ремарки – так, как положено в театре.
Актриса Ольга Саханова, исполняющая роль одноклассницы Гули, бухгалтера из ЖЭУ, фото: М. Никитин
Актриса Ольга Саханова, исполняющая роль одноклассницы Гули, бухгалтера из ЖЭУ, почти всю свою первую сцену разговаривает с набитым ртом. Она пришла на поминки Ильдара и не упускает возможности поесть и выпить. В процессе говорения часть слов героини даже художественно пропадает в силу обстоятельств. Провинциальность Гули подчеркивают и речь, и змейка на шее, и сапоги в пакете, в котором Гуля принесла на поминки «сменку». Прямолинейную упертую Гулю с ее «народными» сентенциями и нежеланием задумываться над происходящим Ольга Саханова играет все же с симпатией к героине, которая тоже упустила свой шанс быть любимой.
Никакой неловкости, которая может случиться, когда школьников играют давно выросшие актеры, здесь нет. Никита Вишневкин (Петин), Руслан Горухин (Жанебек) и Дарья Фоломеева (Нина) – органичные, в меру отвязные старшеклассники. Отдельная радость – номера, которые готовят школьники к приезду космонавта.
Спектакль "Космос", Виктория Федорова , фото: М. Никитин
Героиня Виктории Федоровой не похожа на человека из Бугульмы. Часть эмоций она привычно выражает на английском языке, наверняка знает ноты и умеет транспонировать. Что она делает в условной Бугульме, где чавкает грязь, грохочут пьяные соседи, ларьки, громкая музыка из авто и совмещенный санузел? Закрытая неудобная поза – ее привычное состояние. Ее настоящая жизнь не здесь. Каминг-аут, который совершает ее героиня, меняет историю. Вдруг она замечает, что ее сын не «стьюпид» и не вафля. Что он умеет играть песни и Guns N’ Roses, и Боба Дилана. На самом деле Андрюшка – тот, кто мог бы сделать ее живой, но что-то уже упущено. Сын хочет быть героем, как его отец, и Татьяна снова застывает в неудобной позе.


События
Made on
Tilda