ДУРНЕЮТ ЛИ КАРЕЛЬСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ПОСЛЕ РОДОВ
Или страсти по пазлам-5

Сегодня поговорим о пазлах ХХ века: сделанных тогда или по событиям тех давних лет. Внимание, спойлер! Имеется редчайшая находка от почившей в ЦСК типографии имени Анохина.

Тексти фото: Елена Гульшина
Когда твой возраст не медленно и верно приближается в антикварному, когда самые яркие события будущего рисуются только в виде сладких склок в очереди к терапевту, появляется привычка присматриваться к прошлому. В моем увлечении – искать всяческое ретро и винтаж. Дело усугубляет и то, что большинство пазлоновинок - выходящих или обещаемых в перспективе – это изображения, сгенерированные нейросетью. Гладкие и сладкие утипуси. В такое будущее смотреть неохота.

КОВБОИ В ЦЕНЕ

Первую древность я случайно обнаружила в магазине на проспекте Ленина, торгующем советскими артефактами. Небольшая потрепанная коробочка с рисованными ковбоями стоила всего 200 рублей. Производство ГДР.
Ручонки мои затряслись от волнения – гдра нет сто лет в обед. Я по привычке спросила, комплектный ли пазл, приятная продавец ответила: «а сейчас я и пересчитаю». Я бы пазл купила и некомплектным, но промолчала и заворожено смотрела на то, как бережно и ловко продавец раскладывает детальки на кучки по десять.
Лошади прерий, 300, Annaberger
Уже дома, погуглив, я выянила, что обрела редкую находку. Annaberger – одна из немногих, если не единственная иностранная фирма, чьи пазлы массово продавались в СССР. Год издания на коробочке не указан, но пазломан-коллекционер Николай Давыдов, собирающий Annaberger уже несколько десятков лет, считает, что мой пазл был произведен в период с 1984 по 1987 год. То есть ему как минимум 37 лет, а то и все сорок! Пазлы Annaberger всегда были и есть в цене. В СССР пазл этой фирмы на 1000 деталей стоил около 19 рублей. Сейчас на авито есть несколько предложений пазлов Annaberger, стоимостью от двух до пяти тысяч рублей за 300-500 деталей.
При этом с точки зрения своих сборных характеристик, пазл слабенький. Картон тонковат, нарезка исключительно н-образная, взаимозаменяемость деталей стопроцентная: не будь здесь внятной картинки, пришлось бы сильно мучиться. А еще в ГДР ничего не знали о сцепке. Даже от моего взволнованного дыхания шляпы моментально улетали с голов ковбоев, столь подвижных пазлов я еще не встречала. Но раритету все простительно! И кстати говоря, современная Германия – одна из лидеров по производству качественных пазлов.
КАЧЕСТВЕННЫЙ ЧУЛОК

А вот в Швеции толк в пазлах знали еще и в ХХ веке. Моя вторая изумительная находка – кадр из фильма 1969 года – «Пеппи Длинный Чулок». 200 деталей, производитель – Lemeco.
От сборки испытала колоссальный восторг, один из самых мощных за мою пазложизнь. Детали чуть крупней обычных, похоже, что из спрессованного картона, толстенькие, крепенькие, глянцевые, тактильно очень приятные. Нарезка, сцепка – огонь. Но главное – потрясающая резкость изображения. Ее не встретишь на большинстве современных пазлов.
кадр из фильма 1969 года – «Пеппи Длинный Чулок».
Пазлику больше сорока лет, а он выглядит на пять баллов. Непонятно почему шведская фирма Lemeco прекратила свое производство в 1980 году - работала на совесть. Производителю не стыдно было ставить клеймо на картинке в углу, и делать обратную сторону пазла брендированной.
И, наверное, не случайно, что Lemeco, в отличие Annaberger, нет в продаже даже за большую цену. Нет ее и в коллекциях моих коллег-пазломанов со стажем.
НЕ ПРОСТО СКАЗКИ, А ЧУДО

Ну а теперь время рассказать о самой невероятной моей находке. После случайно найденной прекрасной Пеппи, я стала время от времени просматривать на авито и детские пазлы. И вот представьте себе, в Екатеринбурге продается некая игра с «вырубными картинками» с названием «Карельские сказки».
Я конечно же моментально лезу вникнуть подробней и что вижу? Что сделан этот прародитель пазлов в 1985 году, неким Объединением надомного труда (!) Министерства местной промышленности Карельской ССР и отпечатан в нашей республиканской типографии имени Анохина. Ух ты! Уже одно это заставило мое сердечко биться учащенно. А потом я читаю имя художника. А это наш родственник по линии мужа, умерший в этом году! Известный в республике человек, художник Юрий Высоковских, заслуженный работник культуры Карелии, первый руководитель Детской художественной школы.
Юрий Высоковских. «Автопортрет».
Тут я, конечно, обалдела совсем.

Первый раз пазл ехал ко мне так долго и сложно, застревал в каких-то сортировочных центрах, писала даже жалобу на Почту России. Но в итоге, и к большому моему счастью, доехал. Он такой смешной и прекрасный.
Юрий Высоковских «Карельские сказки», 100 деталей, Министерство местной промышленности КАССР
Нарезку сами видите, сцепка тут и не ночевала. Но да важно ли это, если ты в прямом смысле прикасаешься к истории: и национальной, и семейной. Ощущения, словно отыскал в бабушкиных сундуках свою первую любимую куклу.

Я спросила у продавца, как эту милоту занесло из Карелии на Урал? Женщина не помнит, говорит, собирал ее сын в детстве. А сейчас ему уж 42 года. И внук собирал. Надо сказать, что детьми они были аккуратными, детальки в прекрасном состоянии. Коробка слегка потрепана, но крепенькая. Тоже смешная: не указан, ни тираж, ни размер, ни количество деталей.

И кстати, поскольку тираж не указан, я буду считать, что издан в одном. В национальную библиотеку Карелии обязательный экземпляр всего отпечатанного в типографии по закону должен был отправляться только с 1991 года, а эти вырубные картинки сделаны раньше. И в библиотеке их нет. А у меня есть!

Собирала пазлик с трепетом и благоговением. И конечно, прочитала эти четыре сказки – «Красавица Насто», «Сын – медведь», «Ольховая чурка» и «Голубая важенка». Они тоже смешные и прекрасные. В первой, например, злая колдунья Сюоятар красавицу Насто утопила, а за нее выдала царевичу свою безобразную дочь.

«Увидел царевич Сюоятарову дочь безобразную, подумал: «Была моя жена красавицей, а как сына родила, видно, некрасивой стала!»

Царевич, ты seriously?

А вообще, с тех сказочных пор ничего не изменилось. Чтобы жена со своей внешностью не делала, ее царевич заметит только готов ли ужин.
С «КАЛЕВАЛОЙ» НЕ ПСИХУЙ

И раз уж зашла речь о карельской культуре, уместно будет упомянуть об еще одном пазле, который куплен давно, но тоже прекрасен и в тему.
Это иллюстрации к «Калевале» финского художника Арно Каримо (1886-1952). Впервые они были опубликованы в книге «Калевала в картинках», изданной в 1953 году и больше не переиздавались. Вплоть до этого пазла, изготовленного в 2006 году в Хельсинки.
Эти иллюстрации – последние работы Аарно Каримо, чья биография включает в себя не только живопись. Аарно работал репортёром, театральным критиком и карикатуристом в газете «Карелия» (Karjala), издававшейся в Выборге. Возглавлял Выборгский округ «шюцкора» (отряды самообороны). Командовал артиллерийской батареей.

Находился в рядах "Воймалиитто" (Союза силы), военизированной организации сторонников независимости Финляндии, которая действовала под видом спортивного общества. Принимал участие в Эстонской войне за независимость, экспедициях в Беломорскую и Олонецкую Карелию и в восстаниях ингерманландских финнов на севере и западе Петроградской губернии. Короче, человеком был многогранным.

Несмотря на свой 18-летний возраст, пазл в прекрасном состоянии, и коробка, и детали. Плотный картон, хорошая сцепка, отличное качество изображения.
В комплекте идут рамки для каждой иллюстрации. Детали встают в них крепко, склеивать необязательно. Правда если, психанув, громко хлопнуть дверью, от страха пазлы вываливаются из рамки на пол. Поэтому из уважения к искусству, мы стараемся дома психовать пореже.
«ДОМ-2» ПО-АНГЛИЙСКИ

А вот кому пришлось попсиховать много, так это героям реалити-сериала о жизни английской семьи в Лондоне во время Второй мировой войны и вышедшего на экраны в самом начале этого века (2000-2001). Этой историей и завершу подборку любопытных пазлов, в ХХ веке сделанных или о нем рассказывающих.
Задумка была любопытная, масштабная и очень дорогая. Создатели сериала выкупили дом 1932 года, удалили из него всё современное и привнесли всё 40-х годов прошлого века, и поселили в него семью Хаймерс, отобранную из трех сотен претендентов. (Они были говорливые и склонны к спорам, что для шоу хорошо).

Воссоздан был и внешний антураж – сделан специальный отдел в ближайшем магазине, где можно было приобрести продукты того времени, имелась имитация авианалетов (семье пришлось строить и укрываться в бомбоубежище) и прочее. Жила семья в таких условиях 9 недель.

Больше всего повезло «царевичу» – ему было разрешено ходить на реальную работу (где он, разумеется, задерживался) и мальчикам в школу (где их одноклассники тайком подкармливали чипсами), а основной удар пришелся на мать, которая в условиях продуктового дефицита должна была кормить семью, готовить на газовой горелке, стирать на доске, отжимать в диковинном приспособлении (на пазле низ, справа), спать на бигудях и всё такое. Создатели сериала очень строго относились к исторической правде и, например, не разрешали наливать ванну глубже 5 дюймов и носить современное нижнее белье (хотя панталоны – огонь, справа внизу).
«The 1940s house», 1000, Gibsons
Жена и мать по окончании съемок сериала была на грани нервного срыва, а супруги – на грани развода (но обошлось).
Стресс, полученный за время съемок, не уходил долго – люди уже в своем доме нервничали от любого шума, похожего на сирену воздушной тревоги. Впрочем, как и многие английские зрители, Хаймерсы стали фанатами сериала и знатоками этого сложного исторического периода.

Пазл-коллаж из кадров сериала сделан почитаемой пазломанами фирмой Gibson. Нарезка незамысловатая - одни н-ки, некоторые детальки поюзаны, но в целом он очень приятен тактильно, легко и с интересом собирается.
Что будет в следующем обзоре – пока секрет, и для меня тоже, жизнь подскажет. До встречи.

Ранее вышедшее:

Страсти по пазлам-1; страсти по пазлам-2; страсти по пазлам-3; страсти по пазлам-4.


События
Made on
Tilda