ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ И РАЗБРАСЫВАТЬ ВОПЛИ
или страсти по пазлам-2

С момента публикации о моем увлечении пазлами на тему искусства мне пришло примерно ни одного мешка писем от восторженных читателей с вопросом: «Ну и как вы там дальше?». Не ответить будет невежливо.

Текст: Елена Гульшина
Чтобы это было интересно и тем, кому пазлы фиолетово, я сосредоточусь на своих мучениях. Ведь мучения объединяют всех людей, собирают ли они пазлы или переели жареной картошки на ночь.

ПРОГИБ ЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ

Итак, проверкой на крепость нервов, терпение, усидчивость и настоящим апгрейдом всех оставшихся к пенсионному возрасту нейронных связей стал пазл «Розеттский камень» от Британского национального музея, 800 единиц. Попался он мне на авито и как любая редкость парализовал все другие желания, а заодно и зрение. Потому что даже беглого взгляда на изображение камня нормальному человеку хватило бы, чтобы никогда не браться за его сборку, даже если ему приплатят, а не то, чтобы самому платить за него.
фото из личного архива Е. Гульшиной
Тем более, что пазл стоил дорого по моим меркам. Я поинтересовалась у продавца, уместен ли торг. Продавец коротко ответил: аргументированный. Ишь ты, подумала я, и отправила ему такое:  "Я люблю редкие пазлы, но стоят они, как правило, недешево. А зарабатываю я слишком скромно для своего увлечения, хотя обладаю прекрасными компетенциями, и не моя вина, что работодатели в основном алчные люди. Есть и еще одна беда – алчные маркетплейсы и иже с ними, которые берут за доставку непомерно большие суммы. В этих тяжелых со всех сторон обстоятельствах остается только рассчитывать на доброту и щедрость продавца. Проявив эти качества здесь и сейчас, он, во-первых, быстро избавляется от ненужного в своем доме, освобождая место для нужного. Во-вторых, он пополняет свой кошелек. Да, на сумму меньшую, чем рассчитывал, но зато получает миллион к карме за радость, доставленную покупателю – славному человеку".

Это сработало и я пребывала в счастливом предвкушении ровно до того момента, когда приступила к сборке.
фото из личного архива Е. Гульшиной
Розеттский камень – это уникальный артефакт Древнего Египта, найденный в 18 веке.  Весит он 760 (!) килограммов и высотой больше метра.  На камне выбиты идентичные тексты на трех языках: верх - египетские иероглифы, средняя часть - демотическое письмо (скоропись эпохи позднего Египта) и нижняя часть – греческий. Последний-то и позволил впервые понять значение иероглифов: до находки этого камня древнеегипетская письменность считалась не поддающейся расшифровке.
Розеттский камень, фото wikipedia
Потел над этой расшифровкой французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, который мне теперь как брат. Скорей всего только двое нас в этом мире часами, сутками, неделями бились с этим камнем. (Хотя вся слава досталась Шампольону – замечу на полях).

Затык произошел уже на этапе сборки рамки, потому что Британский музей не стал заморачиваться с приданием пазлу традиционной прямоугольной или хотя бы круглой формы. Кроме того, одна деталь не хотела вставать никуда, категорически. Потом оказалось, что она вообще лишняя! (Представляю, сколько матов складывает кто-то третий на планете, решив тоже собрать этот камень).
фото из личного архива Е. Гульшиной
Затем некоторую передышку мозгу дал светлый островок в левой верхней части, спасибо тебе природа, мать наша, за это единственное светлое пятно в моей жизни. Дальше последовала попытка отсортировать три письма одного от другого, но более-менее отличалось только греческое (нижнее). Верхнее и среднее письмо выглядели однородной белибердой, плюс к этому Британский музей на эту самую сложную часть нашлепал на коробке крупное название пазла. И на что ориентироваться? Никакого отдельного постера внутри нет. Пришлось скачивать из интернета изображение камня в большом разрешении, хотя все равно оно не было достаточно четким и удобным. Лупа тоже не особо помогала: закорючки выглядели лишь более устрашающе, но складываться во что-то вменяемое не желали.

Нет страшней для пазломана метода сплошного перебора: когда ты почти каждую из восьми сотен пазлин пытаешь присоседить к другой пазлине. Хотя нет, вру. Есть такая ситуация: когда перебрав все, ты понимаешь, что не подходит ни одна. И можно либо начинать заново, либо выброситься в окно. Как вам передать то ощущение, когда после изнурительных поисков пазлина вставала на свое место? Вспомните свое самое сильное сексуальное наслаждение. Это почти также, но лучше.
фото из личного архива Е. Гульшиной
Ну и если вдруг кому-то интересно, что написано-то на камне. Да ничего, мать их, интересного. Прогиб египетских жрецов в 196 году до нашей эры перед вступившим на царство Птолемеем V Эпифаном : «Новому царю, получившему царство от отца» и бла-бла-бла. Ничего в мире не меняется.

ОБЕЗБАШЕННЫЕ ИСПАНЦЫ

Второе место в моем топе мозголомности прошедшего периода занимает пазл с живыми испанскими башнями на 1200 единиц. Испанцы – люди обезбашенные. Они выстраивают гигантские (иногда высотой с дом) пирамиды из самих себя безо всякой практической цели, а исключительно развлечения для. Зовутся кастельерами. Неудивительно, что на фестивали в Каталонию съезжается полмира зрителей, которым дома не потеется от страха, а вот хочется тут.
На пазле момент скрепления нижнего яруса из самых крепких и цепких мужчин. Потом на них залезут мужики поизящней, а на самый верх полезет ребенок! Чтобы башня не рухнула, существуют четкие правила, в том числе по одежде. Вся она исключительно из плотной ткани: ничего не должно треснуть, когда по тебе карабкаются, ничья нога или рука не должна съехать. Для этой же цели кастельеры зажимают в зубах воротники рубашки, чтобы она не могла сползти. Бандана не даст поту залить глаза. В зависимости от того, какого ты «этажа» участник, у тебя закатываются штаны или повязываются опознавательные ленты. В башне предусмотрен слой кастельеров, чья задача ловить тех, кто может полететь сверху. Без травм не обходилось, но о трагедиях неизвестно. Красавчики!
Собранный пазл, фото из личного архива Е. Гульшиной
В отличие от розеттского камня, на этом пазле хотя бы есть цветные пятна – банданы. Но после того, как ты их собрал – швах. Я отобрала у подруги лупу для рукоделия (теперь она ничего руками не делает) и при живом муже скрупулезно всматривалась в лысины испанских мужиков. А так же в их носы, ушные раковины и волосатые руки. В отличие от розеттского камня, качество этого пазла гораздо хуже, сцепка хилая и не всегда была уверенность, что эта лысина к нужному уху. И нередко приходило сомнение: этот мужик от природы так страшен или ты его таким сделала.

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЛИХИЕ 90-Е

Еще одним менее сложным, но не менее любопытным оказался пазл с работой Карла Брюллова ««Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 700 единиц.

Карл Брюллов не из моего пантеона художников, но соблазнилась годом издания – 1996. Было интересно узнать, что за пазлы выпускались в России 90-х. Ведь весь картон тогда уходил на изготовление сосисок.
фото из личного архива Е. Гульшиной
Но оказалось, не весь: картон оказался не самого плохого качества, с приятной ребристой поверхностью обратной стороны. Но сюрпризов хватило.

Во-первых, изображение отзеркалено, то есть в оригинале графиня смотрит направо и все правое находится слева и наоборот.
фото из личного архива Е. Гульшиной
Производители пазлов нередко значительно меняют цветовую палитру по сравнению с оригиналом, иногда видимо под руководством маркетологов, считающих, что более яркое лучше продается. А может потому, что нужной краски для печати нет, а может там трудится много дальтоников. Но чтобы изображение зеркалилось – такого не встречала никогда. Это особенно примечательно потому, что пазл несет просветительскую функцию, он часть целой серии «Художники в вашем доме», о чем заявляется на вкладыше из тонкой серой бумаги, лучше всего атрибутирующей год издания. Кривоватое, словом культурное просвещение было, но спасибо и на том, что есть. Хотя с точки зрения коллекционирования такой брак повышает рыночную стоимость: это как марки или монеты из бракованной серии.
фото из личного архива Е. Гульшиной
Во-вторых, в России 90-х наверное очень мало знали о нарезке пазлов. Все пазлины строго одной, Н-образной формы. Такое у некоторых производителей случается и сейчас, однако чтобы примерно одного размера – и ушки и пазы? Ага, именно так. То есть, грубо говоря, все детали подходят ко всем! При желании можно сделать любую самую абстрактную мозаику из этой картины, но разъяренного Брюллова в твоих кошмарах никто не отменял.

Короче, ошибки были неизбежны, особенно, где части картины одного цвета или с малозаметными переливами. Строишь-строишь свою живую башню, а потом оп и не сходится. На колу мочало, начинай сначала.

Но в целом впечатления от сборки самые приятные. Как и жизнь графини Самойловой – она была очень именита и богата, вела праздную веселую жизнь, одаривая плюшками и приемную дочь с ее сестрой (дочь и воспитанница кстати изображены на более известной картине Брюллова «Всадница»).

Правда закончилось всё так себе. Графиня разорилась, с девочками перессорилась, умерла одна в нищете. Амацилия дважды выходила замуж, оба мужа быстро умирали в молодом возрасте, и женщина ушла в монастырь.

РОДИНА СЛЫШИТ

Когда сборка некоторых пазлов сродни изматывающей ювелирной работе, требуются передышки на что-то простое или малое. Так что ниже галерея из не особо трудных, но все равно прекрасных работ. Мой любимый и актуальный для нынешних времен Вася Ложкин и несколько миниатюр от Эрмитажа – с ними в свой день рождения я устроила друзьям чемпионат по скоростной сборке пазлов – Ренуар победил Гогена. Ну и еще кой какие.
Вася Ложкин "Родина слышит"
Ренуар "Ребенок с кнутиком"
Ренуар «Ребенок с кнутиком», 54 детали. Кстати, если что, на картине мальчик, да-да. Сын французского дипломата. У Ренуара есть портрет и дочери дипломата, в той же одежде и обуви. Только с обручем. Наверное по кнуту и обручу папа их и различал.
Гоген «Чудесный источник», 54 детали
Руссо «Люксембургский парк. Памятник Шопену», 108 деталей
Иллюстрация к японской сказке «Принцесса Кагуя» калифорнийского художника Yoshi Yoshitani, 1000 деталей
ФАК, или ответы на никем незаданные вопросы:

- Пазлы я склеиваю скотчем, хотя изобретен специальный клей, но люди в возрасте скептически относятся к прогрессу.

- Не все пазлы я склеиваю, потому что их некуда вешать, и я просто прячу их под диван с целью дальнейшей продажи, но никто их не покупает.

- Кстати о купле-продаже. Звание «Продавец года» получает Павел Сергеевич из Омска. Павел Сергеевич продавал пазл за 250 рублей. Но авито-доставку не пробовал. Договорились, что он отправит пазл почтой наложенным платежом, куда включит его стоимость. В итоге Павел Сергеевич отправил посылку не наложенным платежом, а с «объявленной ценностью», то есть заплатил за нее аж 500 рублей как за особо ценный груз. А я получила пазл бесплатно.

Как приличный человек, я отправила ему 750 рублей, хотя авито-доставкой мне это обошлось бы в 400-450. Ну что делать, это плата за поддержание веры бестолковых людей в хороших людей.

Верьте в хороших людей и вы.

P.S. В следующей серии, если она вдруг случится, я покажу вам парочку голых мужчин в аду и одну полуголую женщину с огурцами на глазах в раю. Как грится, с «Арки» не переключайтесь.


События
Photograph: Lee Scott / Unsplash
Made on
Tilda