«Я превратилась в охотника из «Обыкновенного чуда»
или страсти по пазлам
текст: Елена Гульшина
Многим сейчас требуется психологическое убежище. Для меня им стали пазлы, которые я собирала в юности, а потом вернулась к ним спустя много лет. Я собираю пазлы преимущественно связанные с искусством: живописью и фотографией. В детстве и юности я много рисовала, надеясь, что количество перейдет в качество, но этого не произошло. Мне кажется, что собирая репродукции картин, которые мне нравятся, я становлюсь немного со-творцом. И моя кисть рождает всегда шедевры.
Сальвадор Дали, Женщина с головой из роз (1935), 1000 (-1).
Иногда покупаешь не комплект, бывает.
Я люблю не всякую живопись. Например, меня мало трогает реализм. Я думаю, что когда-то умение художника передать точное отображение действительности вызывало всеобщее восхищение. Но появление фотографии похоронило этот восторг. Я люблю интерпретацию. Среди моих любимых художников – Брейгель и Босх, все импрессионисты, отдельные сюрреалисты, авангардисты, примитивисты и прочие исты. Из современников мой кумир Бэнкси.
В верху: Бэнкси, «Мытье полосок зебры», 1000.
Сама фреска сделана в 2008 году, в Тимбукту (Западная Африка). Смысл в том, что люди расходуют драгоценную воду на всякую фигню типа стирки полосок зебры, а кому-то ее не хватает для поддержания жизни.
Внизу: "Герника" Пабло Пикассо
Вероятно это связано с получением авторских прав, но одних художников или их отдельных работ на пазлах много, а других нет вообще. Например «Звездная ночь» Ван Гога встречается чуть ли ни у каждого производителя пазлов, разного вида и объема. Очень любимы производителями Пьер Огюст Ренуар, Густав Климт, Микеланджело, Альфред Муха, Василий Кандинский. И меня печалит тот факт, что когда художник попадает в конвеерную пазлопечать, для меня он словно обесценивается. Это глупость, но это факт. Я пытаюсь искать то, что в массовом порядке не встретить. Это касается и пазлов с репродукциями фотографий.
Португальский пазлик (280 шт) в честь Марии Севера, проститутки и певицы, основательницы музыкального стиля фаду.
Умерла в 26 лет от туберкулеза в борделе, толком не пожив и не узнав, сколько славы ей достанется посмертно. Возможно это граффити ( «Arte urbana» - уличное искусство). Сделано довольно фривольно, если например рассмотреть рыбку справа от ее руки
Тенденция искать редкости с каждым найденным пазлом только усиливается. Из простого пазломана я становлюсь коллекционером со всеми вытекающими последствиями. Главные из которых – разорение кошелька и трата времени на поиск пазлов, а не их сбор. Я превратилась в того охотника из «Обыкновенного чуда», который уже не стреляет в медведей, а повествует о своих успехах в их отстреле. Вот и я прямо сейчас я пишу эту малоинтересную статью, а могла бы собрать какую-нибудь интересную работу.
Эжен Грассе, «Садовый календарь», 1000
Большую часть времени я трачу на поиски пазлов на авито: на маркетплейсах редкостей не найдешь. Именно там я нашла жемчужину своей коллекции – реального размера страницу газеты «Нью-Йорк таймс» 1967 года о шестидневной войне между Израилем, Египтом и Сирией. Этому пазлу более полувека и он ни разу не собирался! Когда-то давно он был кем-то куплен на американской гаражной распродаже и отправлен пазломану в Россию. А этому пазломану он показался слишком сложным для сборки и он выставил его по цене… бутылки Просекко! Я почти уверена, что такого пазла больше нет в России, а может и в мире считанные единицы. Висит в рамке, за стеклом, не склеенный. Может быть, когда-нибудь он меня обогатит не только культурно.
«Нью-Йорк таймс», исторический пазл, 500.
Жемчужина моей коллекции.
А культурного просвещения в моем увлечении много. Когда я встречаю интересные пазлы, я много читаю об авторе, самой работе, открываю для себя новые имена или события. Так я узнала например о том, что:

- в 40-х годах 20 века в США ребенка можно было отправить почтой;
- однажды римляне выкрали чужих женщин из соседнего региона, потому что своих не хватало для продолжения рода, а потом вышли бой голыми, даже без носка на члене, а только со шлемами на голове;
- Пиросмани вовсе не дарил миллион алых роз своей возлюбленной, хотя песня Пугачевой написана по факту его жизни;
- неправильно подобранная одежда при строительстве живых башен (из людей) в Испании могла стоить жизни десяткам человек;
- поиск пресной воды, когда ты плывешь за Золотым руном, может привести к красивым наядам и пипцу*;
- стирать полоски от зебры – расточительно и я никогда теперь не буду этого делать;
- однажды на крыше музея Метрополитен обезбашенные художники построили бамбуковую инсталляцию высотой с пятиэтажный дом и запустили туда людей;
И много чего еще, что уже не помню, но пригодится в следующей жизни.
Big bambu: You cant, You dont, and you wont stop. 500.
Кадр сумасшедшей инсталляции из бамбука, перевязанного веревками, и сделанной на крыше музея Метрополитен. Она была задумана как волна и находилась в движении: пока с одной смелые посетители лазают внутри, художники вместе со скалолазами вяжут новые палки с другой. Смысл – показать сложность и энергию постоянно меняющегося живого организма. В инсталляции было более трех тысяч (!) бамбуковых палок, а потом еще больше, ее высота была с пятиэтажный дом. Собиралось трудно, уровень мозголомности 10/10.
Мой любимый размер – 1000 единиц, 500 тоже норм. Меньше – не особо интересно, больше – трудно, долго и для сбора нужна большая площадь. Самое объемное, что я собирала – 3000 пазлин, «Сад земных наслаждений» Босха. А забить на большие размеры решила после 2000 Дега «Женщина с ибисами». Множество полутонов, которые невозможно различить при искусственном освещении, может привести к суициду собирающего. Держусь от этого подальше. Но есть пазломаны, которые собирают по 6К, 12К. Есть человек, который держит дома пластами пазл на 43К.

43 тысячи пазлинок, Карл!   

Средний чек моих покупок в месяц – несколько тысяч рублей. Я всегда сравниваю это с одним походом в магазин, это успокаивает.
Рассел Ли, «У почтового отделения в Пай-Тауне, Нью-Мексико, США, июнь 1940 г». 1000.
Фотограф-документалист, которого в числе прочих правительство США отправляло снимать глубинную Америку для поднятия духа. Известен живыми и колоритными снимками. На этом фото маленькую машину под завязку пакуют корреспонденцией.
Детей не видно, но в 20-30 годах в США почтой отправляли даже детей! Это было дешевле проездных билетов. На одежду ребенка крепили квитанцию и дитя вручали почтальону.
Среднее время сбора «тысячника» у меня - несколько вечеров. Бывает сильно больше. На прошлый новый год муж решил взять меня на слабо и подарил мне абсолютно белый пазл. Тысяча пазлин одного цвета – собирай как хочешь. Думала, это до конца жизни. Но провозилась с ним недели три-четыре, а потом еще месяц в глазах стояли белые мушки. По пазломанским меркам собираю я медленно. Среди единомышленников проводятся чемпионаты по скоростной сборке, так вот там пятисотки люди собирают меньше, чем за час. Помнится, на одном соревнования победителям (собирают парой) потребовалось всего 23 минуты.
Однотонные работы или с мелким однотипным рисунком зовутся у пазломанов импоссибл (невозможное с английского). Эта тысяча далась мне ну очень трудно. Сложность 10/10.
«Танцующая пара», Sarvinrostami, 1000
Когда в пазлах новичок, тебе важна только картинка. Потом начинаешь разбираться в производителях, любить одних и клясть других. И на решение о покупке будет влиять уже не только изображение. Важна толщина картона, нарезка – насколько она разнообразна, прорезка, цветопередача, покрытие (глянцевое или матовое) и прочие нюансы. Настоящие пазломаны предъявляют высокие требования даже к коробке, потому что они собирают пазл, а потом чаще всего его продают или хранят дома разобранным, чтобы снова собрать или продать. Склеить пазл – считай похоронить. Я почти все склеиваю и развешиваю на стенах своей комнатки. Стены уже трещат, так что часть пазлов переезжают жить на стены туалета. Занимать другие стены квартиры мне не разрешает муж и правильно делает. Сумасшествие лучше держать втайне от широкого круга людей.
Я состою в нескольких пазломанских группах и могу сказать, что степень моей запущенности –средняя. У одной коллеги в запасах дома лежит 854 пазла! Мне есть куда стремиться, если понять зачем. Но рациональный подход к страсти - пустое дело. Довольно актуальны посты, где люди делятся способами создания компактных стеллажей для хранения пазлов. Есть у пазломанов и такой термин как «заматрешить», это когда в одну коробку с пазлом укладываешь и другой, меньшего размера, так экономятся площади хранения. Пазломаны поддерживают друг друга в попытках сделать паузу на покупки новых пазлов и весело прощают, когда эти попытки не удаются. Эти сообщества очень теплые в своей атмосфере – люди хвастают удачными приобретениями, собранными пазлами, обмениваются ими, делают подарки, выручают друг друга, когда например надо выкупить пазл в другом городе, а доставка отсутствует. И пусть иногда мне не близка тематика собранных коллегами пазлов, я люблю вариться в этой доброй тусовке.
Настоящие пазломаны следят за новинками от любимых производителей, стонут, что дорого, но все равно покупают. Или ждут, когда обеспеченный пазломан купит, соберет и продаст со скидкой. Это называется «брОнить», у пазломанов есть целые альбомы с десятками и сотнями пазлов, одни на продажу, другие – для бронирования. Я новинок не жду, потому что среди них почти никогда не бывает что-то любопытного для меня. Производители ориентируются на максимально широкий вкус и возраст, 90% новинок – это малоинтересные для меня кошечки-собачки, пейзажи, фэнтези и тд в таком же духе. Хотя по качеству многие из них прекрасны. Вообще тактильная составляющая сборки – отдельное удовольствие. Ну а самая эйфория – это когда на доске остается с десяток-другой пазлин и предвкушение финала сопровождается мощным вбросом эндорфинов в кровь.
Мои скромные по пазломанским меркам запасы. На пазлохомяка я только учусь.
А повышать уровень эндорфинов в крови наша обязанность. Занимайтесь этим всеми доступными способами (но с оглядкой на предупреждения минздрава).

*(пипец склоненный)


События
Made on
Tilda