В афише встреча была названа театрализованной читкой «Попытка встречи». На самом деле режиссер Елена Тыртикова поставила спектакль, участниками которого стали два поэта, которые не встретились вживую, но глубоко чувствовали друг друга в слове, а также море, ветер, музыка. Автором инсценировки, включившей в себя фрагменты писем Марины Цветаевой и Райнера Марии Рильке и стихи, посвященные друг другу, стала Кристина Маяк.
Переписка поэтов продолжалась несколько месяцев в 1926 году. 29 декабря 1926 года Рильке умер в швейцарской клинике. «Что мне делать в новогоднем шуме С этой внутреннею рифмой: Райнер — умер», - напишет Марина Цветаева.
На сцене нет перемены декораций. Есть задник, на который проецируются названия глав спектакля (в каждом есть слово «попытка»), а потом – распахнутое окно с видом на море. На сцене - два стула и подставки для текста – пюпитры. Текст и в самом деле похож на музыку. Героиня рассказывает про быт, отсутствие денег и про свою любовь к собакам и про внебытовое – поэзию. Бумага, ее привычная материя, превращается то в кораблик, плывущий в Мюзо, то рвется на мелкие части в сильной сцене, то просто стихийно перелистывается. Герой в одной из сцен физически выражает ощущение близости, склоняясь перед героиней, становясь ненадолго ее романтическим возлюбленным, преданным, как собака, которую она любит.
На время спектакля Елена Сапегина, актриса Негосударственного театра Ad Liberum, давно читающая вслух стихи Цветаевой, стала похожа на свою героиню. Только улыбающуюся. (В музее Цветаевых в Феодосии мы однажды наткнулись на фотографию, где Марина Цветаева была не похожей на себя – она открыто улыбалась фотографу). В исполнении Елены Сапегиной стихотворных и прозаических строчек поэта было много нежности и кротости, а в финале – глубокого отчаяния..
Олега Романова, артиста Театра кукол РК, мы только что видели в роли комичного директора театра «Одеон» на премьере оперетты «Фиалка Монмартра». Сегодня он выступил в драматической роли поэта Рильке, представив его как человека, спокойно принимающего возможность своего скорого ухода из жизни (у поэта была лейкемия), любящего, но уже немного «потустороннего».
Общее впечатление от спектакля – тихая радость и тихая грусть от истории этой виртуальной любви. Возможно, и правда - «любящие — вне смерти».
Спектакль был подготовлен совместно с Немецким культурным центром. Напомним, что 6 июня в Доме актера мы отмечали 150-летие Томаса Манна, принимая участие в постановке сцен из романа «Будденброки».