«ТИХИЙ ХОД»

В музее-заповеднике «Кижи» открылась выставка «Истории и судьбы блокадного Ленинграда» (12+). В ее основе – 40 снимков Бориса Кудоярова.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Новая экспозиция в выставочном зале музея «Кижи» - совместный проект с «РОСФОТО».
- С «РОСФОТО» мы начали сотрудничать в прошлом году, когда готовили выставку «Семейный альбом. Архив Фелиции» , - рассказывает «Арке» Маргарита Кистерная, куратор выставки. – К юбилею прорыва блокады Ленинграда в «РОСФОТО» в прошлом году была открыта выставка «Лицо блокады». Одновременно я читала книгу, которая была основана на воспоминаниях петрозаводских блокадников. У меня это как-то наложилось на визуальный ряд, который был представлен на выставке в Санкт-Петербурге, и пришла идея сделать еще один совместный проект с «РОСФОТО».
Маргарита Кистерная, фото: М.Никитин
По словам Маргариты Кистерной, в ее задачу входило не только показать хроникальные кадры Бориса Кудоярова, но и сделать выставку отчасти и о петрозаводчанах, которые помогли сделать наш город культурным и промышленным центром. Отдельная часть выставки – работы художников Михаила Юфа, Екатерины Пеховой, Рейно Юссикайнена, Алексея Авдышева.

Также в экспозицию вошли предметы быта, которыми пользовались люди в середине прошлого столетия. Среди них, например, две фляги – металлическая и стеклянная. Последние выпускались только на одном заводе в Санкт-Петербурге, который в связи с блокадным положением города был вынужден перейти на выпуск фляг из металла.
Основа выставки – 11 оригинальных снимков Бориса Кудоярова и 29 цифровых копий его снимков, сделанных в размер оригиналов. Борис Кудояров был штатным фотографом «Комсомольской правды». Он жил в Москве, но выпросил себе командировку в Ленинград, чтобы снять город. Он приехал в северную столицу 8 сентября, в день начала блокады. Фотограф все 900 дней провел рядом с жителями осажденного города.



О Борисе Кудоярове и его снимках «АркА» разговаривает с куратором внешних проектов «РОСФОТО» Юлией Шульгиной и хранителем музейных предметов «РОСФОТО» Камиллой Муртузовой.
Юлия Шульгина , фото: М.Никитин
Юлия Шульгина (ЮШ): - Наша выставка в 2024 году называлась «Лицо блокады». Она была основана на знаменитой «Ленинградской серии» Бориса Кудоярова, но включала снимки и других фотографов. Выставку дополняли предметы и снимки из Музея блокады Санкт-Петербурга и Академии художеств. Можно сказать, что это была больше выставка про то, как работали фотографы во время блокады.

Съемка происходящего в блокадном Ленинграде была запрещена для всех жителей города (чтобы снимки не могли попасть к врагу), поэтому крайне сложно было найти какие-то личные фотографии. Между тем, люди все равно снимали, как-то умудрялись проявлять пленку и печатать снимки. В нашей экспозиции был представлен блок частных фотографий.

Чтобы лучше понять особенности фотографического процесса того времени, на выставке в музее «Кижи» будет возможность посмотреть видео, в котором где Татьяна Максимова, директор по научно-выставочной деятельности «РОСФОТО», рассказывает о самом феномене блокадной фотографии. Там же есть рассказ о блокадной фотографии от представителя Музея блокады.
Камилла Муртузова, фото: М.Никитин
Камилла Муртузова (КМ): - На этой выставке представили фотографии в двух форматах: оригиналы (11 штук) и цифровые копии в размер оригиналов. Основной нарратив создан из оригинальных снимков. Среди них - автопортрет самого Кудоярова. Снимок маленький, но в некоторых изданиях его можно увидеть в увеличенном формате. Здесь же – небольшая серия портретов девушек-бойцов ПВО.

ЮШ: - Поскольку Борис Кудояров снимал для газеты, часть фотографий – постановочные. Здесь, например, девушки приятной внешности позируют фотографу на фоне города. Скорее всего, в реальной жизни атмосфера была иной. Другой вопрос, как воспринималась постановочная фотография? Это ведь не фото в студии с постановочным светом. Он просто попросил девушек встать на точку, с которой красиво просматривалась панорама города, для привлечения большего внимания читателей, а не для того, чтобы совершить какую-то манипуляцию с темой.
Камилла Муртузова (КМ): - На этой выставке представили фотографии в двух форматах: оригиналы (11 штук) и цифровые копии в размер оригиналов. Основной нарратив создан из оригинальных снимков. Среди них - автопортрет самого Кудоярова. Снимок маленький, но в некоторых изданиях его можно увидеть в увеличенном формате. Здесь же – небольшая серия портретов девушек-бойцов ПВО.

ЮШ, КМ: - Если посмотреть на этот кадр, можно увидеть фотомонтаж - автор наложил два кадра на один, мертвые тела переместил в центр улицы. Эти тела были там же, на Невском проспекте, только ближе к Лиговскому. Но, в принципе, достоверность сохранена, он никого не обманывал: все это - последствия артобстрела. Средствами монтажа Кудояров постарался передать напряженную атмосферу города. На другом кадре фотограф соединил зенитную установку и небо с облаками у Исаакия. Действительно, было такое небо и были такие зенитки, и для более интересного композиционного решения кадра он их объединил.
Юлия Шульгина также рассказала о фотографии, которая ее очень тронула.

ЮШ: - Вот фотография «Тихий ход» Это Невский проспект, рядом с метро «Канал Грибоедова», такое очень оживленное всегда место. Ситуация даже схожа с нашей недавней жизнью, когда все катались на самокатах по Невскому проспекту. И тут ленинградские мальчишки продолжают жить своей жизнью. Предупреждение «Тихий ход» говорит о не разорвавшейся бомбе, но она уже никого не волнует - все заняты своей жизнью. Фотография и грустная, и смешная одновременно.
КМ: - А моя любимая фотография – «Новый Эрмитаж. Последствия артобстрела». Атланты, которые украшают портик Нового Эрмитажа, - символ красоты и надежности. Здесь же мы видим дыру, которую снаряд пробил не только в своде портика, но и в этой надежности.
Эти и другие фотографии можно увидеть на выставке «Истории и судьбы блокадного Ленинграда» до 28 марта.

Выставка посвящена 80-летию Победы.


События
Made on
Tilda