Франты и Франтцы
На выставке «Семейный альбом. Архив Фелиции» в зале Музея-заповедника «Кижи» можно не только рассматривать фотографии красивых людей прошлого и позапрошлого веков, но и узнать интересное про атрибуцию винтажных снимков.
Текст: Мария Шамраева
Выставка «Семейный альбом. Архив Фелиции» открыта в музейном корпусе на площади Кирова, 10 а. Это совместный проект нашего музея «Кижи» и РОСФОТО. В небольшом зале представлены портреты членов трех поколений семьи Романских (Франтц). Часть портретов сделана в фотоателье того времени, другая часть – любительские снимки, представляющие семью в более непринужденной обстановке.
открытие выставки
Нужно сказать, что, в отличие от многих экспозиций, представляющих домашнюю или светскую жизнь известных людей, здесь нам предлагают познакомиться с семьей, история которой никогда не была публичной. Между тем, вопроса о том, зачем нам это, не возникает. Во-первых, люди на фотографиях очень красивые и обаятельные. Проведя время в их компании, уже начинаешь потихоньку ориентироваться в сложных семейных взаимосвязях. Во-вторых, некая семья Романских (Франтц) становится здесь примером исследовательской деятельности, которую в отношении уже своей семьи может совершить любой посетитель, заинтересованный в системной архивации фотографий своих родственников. Возможно, основная часть выставки, которую организаторы называют также лабораторией, связана именно с попыткой показать кухню исследования фотоснимков.
Об этом на вернисаже на краткой обзорной экскурсии посетителям рассказала Екатерина Юшкевич, специалист по выставочной работе РОСФОТО, куратор выставки. Екатерина рассказала о четырех методах атрибуции старых снимков. Объяснила, на что нужно обращать внимание, чтобы узнать год съемки и другие детали.
куратор выставки Екатерина Юшкевич, фото М.Никитин
- Как узнать что-то про снимок? Если мы сфокусируемся на фотографии как документе (а не арт-объекте), у нас есть следующие инструменты. Во-первых, мы можем определить технику печати. Я сразу оговорюсь, что это единственный момент, который непрофессионалу сложно определить на глаз. Но это все равно любопытно. Здесь представлено три типа печати: альбуминовый, желатиносеребряный и коллодионный процессы. Маленькие фотографии на выставке мы поместили не из вредности, а чтобы показать физический размер оригинальных отпечатков.
Кроме того, на фотографиях часто видна подпись автора снимка. Прямо на рамке можно прочитать как фамилии фотографов (Жуков, Смирнов, Прозоровский), так и адрес фотоателье.

Третий способ атрибуции – на обороте фотографии мастера изображали свои ордена за участие в выставках, какие-то награды. Здесь, например, экспонированы несколько снимков фотографа Константина Шапиро. На стенде показано, как по этим знакам можно определить примерную дату снимка.

Менее точный, но интересный способ – посмотреть, как была меблирована студия. Интерьер соответствует времени. Большинство таких фактов не являются точными выводами, но позволяют сделать некоторые предположения. О точности можно говорить, когда предположения подтверждаются в других снимках.

На выставке мы можем увидеть и то, как фотография развивалась. Начиная со студийный снимков с длинной выдержкой (мы видим иногда некоторое шевеление в волосах) и заканчивая любительскими фотографиями, снятыми в семье.
И. Ланфье
полковник Карл Иванович Франтц с женой Атолией Оттоморовной (урожд. Лоудон) и дочерьми Фелицией и Евгенией
Кроме того, Екатерина Юшкевич рассказала, что год снимка можно определить по модным журналам разных лет. Специалисты сравнивают элементы одежды, расположение пуговиц на мундирах и даже ширину полей шляп с модными образцами из журналов.

О том, кто изображен на фотографиях, лучше всех знали две гостьи, приехавшие в Петрозаводск из Санкт-Петербурга. Елена Григоренко приходится правнучкой брату мужа Фелиции (Льву Степановичу Романскому). Татьяна Кащеева – внучатая племянница Фелиции Карловны. Любопытно, что они познакомились на выставке, которая в прошлом году проходила в РОСФОТО и тоже была посвящена семье Фелиции Карловны.
Татьяна Кащеева (слева) на открытии выставки
- Благодаря журналисту Дмитрию Брикману, передавшему архив с фотографиями наших предков РОСФОТО, наши семьи объединились спустя столетие, - сказала на открытии Татьяна Кащеева.
Елена Григоренко, правнучка брата мужа Фелиции (Льва Степановича Романского). фото: М. Никитин
Подробно о семье «АркА» поговорила с Еленой Григоренко. Мы остановились у снимка, где запечатлено семейство Романских: два брата и две сестры стоят на фоне лестницы.

- Здесь – часть снимков из архива, который отдал музею журналист Брикман. Часть фотографий предоставила Татьяна Константиновна Франтц (Кащеева), часть предоставила я. И все это об одной семье и нескольких родах. Вот Лев Степанович Романский, мой прадедушка. Он, судя по фуражке, - студен университета. А это - его старший брат Борис Степанович. Он – муж Фелиции Карловны. И здесь еще их сестры – Наталья и Алина Романские.

Мне кажется, что такая выставка - это не только возвращение к старине, но попытка узнать себя через историю своего рода. Сейчас есть спрос на это. Есть сайты, где люди сообща создают свое генеалогическое древо. Такие выставки подпитывают интерес человека к истории семьи.
Физически я знаю свою семью до уровня девочки на фото у входа. Это – сестра моей бабушки Лидия Борисовна Романских (домашнее имя – Дика). А вообще я знаю своих предков точно до шестого поколения, а если говорить о нашем общем древе, то история уходит вглубь веков.

Над столиком - фотография моей прабабушки Натальи Георгиевны Романской. Она – жена Льва Степановича. Они все были очень красивыми. Семья Романских была семьей священника. Они жили на момент знакомства в Польше. И там Борис, сын священника и учителя в мужской гимназии, познакомился и женился на Фелиции Карловне Франтц, а Лев Степанович – на дочке военного губернатора Наталье Георгиевне. Они женились на красавицах, на дамах знатного происхождения.
Наталья Георгиевна Романская
Елену Григоренко впечатляет, что сейчас даже дети могут попробовать составить древо своей семьи. «Конечно, нам как потомкам Фелиции, приятна история нашей семьи, но нам хочется, чтобы людям было интересно сделать родословную своей семьи. У многих есть семейные истории, семейный архив», - говорит потомок героев выставки.
Для создания атмосферы более чем столетней давности в интерьер выставочной площадки помещен уголок с винтажной фототехникой, дамскими аксессуарами того времени. В специально созданной фотозоне можно сфотографироваться за столиком в шляпе или в фуражке. Дизайнер выставки – Валентина Силкина.

На открытии выставки Анна Токарева, руководитель отдела выставок музея «Кижи», сказала, что у посетителей выставки, внимательно рассматривающих фотографии, нет шансов не попасть под обаяние этой семьи. «Думаю, каждый полюбит Фелицию так же, как и мы», - сказала Анна. Можно это проверить.

Выставка «Семейный альбом. Архив Фелиции» будет открыта до 19 апреля.


События
Made on
Tilda