О братьях Легатах, балете и карикатуре
Библиограф Карелии Елена Вознесенская рассказывает об очередном уникальном издании: альбоме хромолитографий «Русский балет в карикатурах», изданном в Петербурге в 1902-1905 годах. Книга хранится в Секторе редких книг Национальной библиотеки.
Текст: Елена Вознесенская
Как уже поняли наши читатели, в фонде Национальной библиотеки Карелии находится множество прекрасных изданий. Есть даже два десятка рукописей, о которых мы еще обязательно расскажем. По роду деятельности я имею дело со старыми книгами едва ли не чаще, чем с современными. Ко многим из них я уже привыкла: мы видим их ежедневно, рассказываем о них на экскурсиях, протираем от пыли в санитарный день, заново просматриваем для Реестра книжных памятников (да, есть и такой). Это, можно сказать, наши старые друзья, с которыми мы знакомы уже не один десяток лет. Не часто, но и у нас появляются друзья новые: я уже рассказывала о меценате, который ежегодно дарит библиотеке старинные книги, но недавно мы получили пополнение из совершенно неожиданного источника.
Карикатура из альбома Н. и С. Легатов
В прошлом году в Национальную библиотеку были переданы на временное хранение книги из библиотеки Карельского отделения Союза театральных деятелей (СТД).   Они не принадлежат нам, но, так как государственный книжный фонд лишь условно распределен по разным организациям-хранителям, некоторые из этих учреждений, находящиеся в более хороших условиях, могут принять на хранение ценности тех коллег, которым меньше повезло в этой жизни. Подобная практика должна всячески поощряться и приветствоваться, тем более что это дает нам – не только библиотекарям, но и самому широкому кругу читателей – возможность познакомиться с такими изданиями, которых при других обстоятельствах мы никогда бы не увидели и даже знать бы не знали, что подобные редкости есть в Петрозаводске.
Карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Когда экземпляры из библиотеки СТД были приняты к нам на временное хранение, большая их часть попала в Сектор редких книг. Все книги были занесены в общий электронный каталог нашей библиотеки, где образовали вновь созданную «Театральную коллекцию». «Театральной» она названа не только по своему основному владельцу, но и по тематике: конечно, все издания из библиотеки СТД так или иначе были связаны с театром. Мы сами еще только начали изучать новый для нас фонд, но уже спешим познакомить наших читателей с изумительными изданиями, которые до сих пор были доступны только очень узкому кругу специалистов, историков театра.

Фамилия Легат широко известна в истории русского балета. Основателем династии стал Густав Легат (1837 – 1895), ученик Мариуса Ивановича Петипа, солист Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Все его пятеро детей были отданы в балетную школу, но по-настоящему прославились два его сына – Николай и Сергей.

Николай Густавович Легат (1869 – 1937) по окончании Петербургского театрального училища в 1888 году был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем, то есть солирующим танцовщиком, стоящим во главе кордебалета. Хотя его природные данные были далеки от идеала классического солиста балета (Николай Легат был невысокого роста и крепкого телосложения), но благодаря прекрасной технике он быстро стал ведущим танцовщиком театра и партнером лучших балерин своего времени – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной. Николай Легат был не только артистом балета, но получил известность как балетмейстер (первой его самостоятельной работой стала постановка «Феи кукол» в 1902 году, о которой многие из наших читателей вспомнят благодаря эффектным костюмам Льва Бакста). 9 сентября 1914 года Мариинский театр торжественно отметил 25-тилетие сценической деятельности Николая Легата, получившего в связи с этим почетное звание заслуженного артиста Императорских театров.
Сергей Легат (1875 – 1905), младший брат, также был выпускником Петербургского театрального училища и солистом Мариинского театра, выступал как балетмейстер (в частности, помогал брату в постановке уже упоминавшейся «Феи кукол», где вместе с Михаилом Фокиным танцевал Пьеро). Он был гражданским мужем и постоянным партнером по сцене дочери Мариуса Петипа – Марии Мариусовны.
Оба брата были одарены не только хореографическим талантом. С самого детства они любили рисовать, и комната их, по воспоминаниям самого Николая Легата, была вечно завалена набросками и эскизами. Однажды братья решили развлечься, нарисовав друг на друга карикатуру. Николай очень похоже изобразил крепенького большеголового Сергея, и тот не остался в долгу. Шаржированные портреты так увлекли обоих братьев, что  они принялись рисовать карикатуры на всех своих друзей и знакомых – танцовщиц и танцовщиков Мариинского театра, а затем и на артистов Большого театра.
Братья Легат, карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Открывает альбом двойной автопортрет, на котором художники запечатлены за работой: плешивый Николай с пером в руке, покуривая, сидит на плечах у Сергея, который вдохновенно раскрашивает кистью (вода с нее так и льется) уже почти готовый портрет своего приятеля, танцовщика Альфреда Бекефи (в нашем экземпляре портрет Бекефи не сохранился).
Алексей Булгаков, карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Большинство танцовщиков и балерин изображены во время выступления на сцене, причем костюмы их нарисованы так детально, что по ним легко угадать и балет, и роль (на карикатуре обозначены только фамилия и инициалы артиста). Невозможно без смеха смотреть на Алексея Булгакова, очевидно, в роли Ротбарта в «Лебедином озере»: трико с рисунком в виде чешуи и пятнами на животе, как у лягушки, вытянутая по-черепашьи шея, скрюченные пальцы с длинными когтями, демонические крылья за спиной и длинный хвост придают злому гению вид какого-го нескладного обитателя террариума.
Виктор-Станислав Гиллерт изображен не только в костюме из балета «Дочь фараона», но и в компании с крокодилами, которые вряд ли присутствовали на сцене (один из них насажен на длинную вилку-трезубец, другого Гиллерт держит на поводке). Не вызывают сомнения роли В.А. Солянникова (Дон Кихот), К.М. Куличевской (Красная Шапочка с волком на веревочке и корзинкой, из которой среди прочей снеди торчат рыбий хвост, пучок зеленого лука и горлышко какой-то подозрительной бутылки), О.И. Преображенской (Бабочка из «Капризов бабочки») и так далее.
Агриппина Ваганова, чье имя впоследствии будет прочно ассоциироваться со школой, откуда выйдет множество известных советских танцовщиков, изображена стоящей на пуантах и делающей обеими руками совсем не балетный жест, напоминающий «козу». По кораллу в ее волосах и рисунку из рыб на пачке становится понятно, что это сцена из «Конька-Горбунка», где балерина танцевала Царицу вод.
Мария Мариусовна Петипа, карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Не обошли карандаш и перо Легатов и родственников. Так, Мария Мариусовна Петипа, гражданская жена Сергея Легата, представлена во время исполнения испанского танца с кастаньетами (возможно, из балета «Раймонда»). Гротескно изогнутая фигура, вытаращенные глаза и крупные бриллиантовые серьги (намек на то, что Мария Мариусовна, как и некоторые другие балерины, любила драгоценности) создают комический эффект, за что, надо думать, карикатуристу досталось.
Мариус Петипа, карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Ее отец (и, соответственно, практически тесть Сергея Легата) Мариус Иванович Петипа, которому в то время было уже хорошо за 80, изображен в неком подобии балетного прыжка, с высоко поднятым знаменем «Петербургского балета» в левой руке.
Евгения Густавовна Легат, карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Евгения Густавовна Легат, сестра художников, тоже заняла свое скромное место в альбоме (она нарисована в шапочке в виде улитки и в балетной пачке, украшенной листьями).
Феликс Иванович Кшесинский, карикатура из альбома Н. и С. Легатов
Учителя художников в Петербургском театральном училище также не были забыты: своих мэтров – Павла Гердта в костюме с улыбающимся солнцем на груди и Христиана Иогансона с неизменной скрипочкой в руках (после его смерти эта скрипка хранилась у Николая Легата) благодарные ученики также запечатлели для будущих поколений. Вообще заметно, что Легаты с почтением относились к старшему поколению. Замечателен портрет восьмидесятилетнего Феликса Ивановича Кшесинского, отца Матильды Кшесинской, «коронкой» которого было исполнение мазурки.
Каждый из братьев Легатов появляется на страницах альбома дважды: в качестве художника-карикатуриста (на титульном листе) и в качестве танцовщика, члена труппы Мариинского театра. Интересно, что и Сергей, и Николай избрали для представления себя один и тот же сценический образ: оба они изображены в роли Жана де Бриена из «Раймонды» (в нашем экземпляре сохранился только лист с портретом Николая).

Любой музыкальный театр держится не только на таланте танцовщиков и балерин, деятельность его немыслима без музыкантов, дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, художников, костюмеров, парикмахеров. Легаты хорошо это понимали и отдали дань уважения многим из них: композитору и дирижеру оркестра балетной труппы Мариинки Рикардо Дриго, приглашенному итальянскому балетмейстеру Ахиллу Коппини, музыкантам П.А. Константинову (скрипка) и Э.А. Цабелю (арфа). Не был забыт и «вспомогательный» персонал: парикмахер мужской части труппы Г.И. Педдер изображен с париком на подставке и раскаленными щипцами для завивки волос, а костюмер И.О. Кафи – летящим на бутылке и с огромными портновскими ножницами на плече. Что интересно, на страницы альбома попали даже люди, чья жизнь не проходила на сцене или за кулисами театра, но, однако, была плотно с ним связана. Балетоманы Е.Г. Леер и П.А. Переяславцев изображены в мундирах и с шашками, в каком виде, очевидно, они и были знакомы большей части труппы Мариинского театра.
Библиограф Елена Вознесенская, фото М.Никитин
На этом мы заканчиваем краткий обзор замечательного альбома хромолитографий, посвященного деятелям русского балета начала XX века, и призываем всех наших читателей лично познакомиться с этим уникальным изданием в Секторе редких книг Национальной библиотеки. Для тех же, кто по каким-то причинам прийти к нам не может, мы предлагаем ссылку на электронную копию другого экземпляра того же альбома, принадлежащего Российской национальной библиотеке (С.-Петербург). Оригинал электронной копии хранится в Отделе эстампов и, в отличие от нашего экземпляра, дает возможность посмотреть все шаржи, поскольку является полным. Однако, по нашему мнению, ничто не сравнится с возможностью полистать настоящие дружеские шаржи братьев Легатов, изданные более века назад.
Посмотреть весь альбом можно здесь: https://vivaldi.nlr.ru/bx000029849/view/?#page=1


События
Made on
Tilda