«Плоский рисунок – это фишка!»

«АркА» продолжает проект «Мастерская», который будет знакомить наших читателей с людми искусства в естественной среде их обитания – в мастерской. Проект открыла встреча с художником Ярославой Роганиной. Сегодня мы в гостях у Юлии Федоровой.

Текст: Мария Шамраева
Юлия Федорова – мастер-керамист. Бывший офисный работник. Сейчас – основатель собственной керамической мастерской. Юлия проводит мастер-классы, которые учат неофитов азам мастерства и имеют психотерапевтический эффект. В личном творчестве совершенствует свой авторский стиль, связанный с простыми формами, лаконичностью, обращением к ощущениям от нашей северной природы.
Керамист Юлия Федорова, фото: М.Никитин
Про начало

Керамикой я занимаюсь с 2016 года. До 2015 года я работала в офисе, никакого опыта работы с глиной у меня не было. Училась я у мастера из Олонца Романа Леонтьева. Нашла его через соцсети и написала ему, что хотела бы у него поучится. Я была настойчива – ему пришлось согласиться. Я приехала к нему в Олонец и изучала с самых азов гончарное мастерство. А когда приехала в Петрозаводск, то поняла, что хочу с этим материалом работать дальше, узнавать его. Он во мне откликнулся как-то как материал, через который можно как-то проявляться.
«Умение рисовать плоско - это твоя фишка», фото: М.Никитин
По большому счету, я - самоучка, поучилась 5 дней у Романа, а потом начала разбираться сама. В 2016 году в Петрозаводске не было никаких мастер-классов или воркшопов по керамике. Образования художественного у меня нет, да и, честно сказать, я не очень хорошо умею рисовать. Дома мои смеются, что у меня получается наивное искусство.


Учиться рисовать я ходила в мастерскую к Виктории Зориной. Виктория мне сказала: «Умение рисовать плоско - это твоя фишка». После ее слов я стала к себе намного проще относится. Когда впервые презентовала свои работы с рисунками, мой «наив» нашел у людей вдохновляющий меня отклик.

Про метод
Я решила, что не буду смотреть на работы уже состоявшихся керамистов, чтобы мой внутренний самозванец не сказал: «Все, заканчивай. У тебя все равно никогда не получится, как у них». Примерно такой опыт у меня был в то время, когда я валяла из шерсти.
керамическая лампа , фото: М.Никитин
Про заработок

Я решила, что сразу начну делать вещи на заказ, и это поможет мне держаться на плаву. Самым простым вариантом было делать чашки, тарелки, пиалки, - то, чем мы пользуемся постоянно и что стоит не космические деньги. Ловкость и мастерство я нарабатывала с помощью таких простых заказов с небольшой стоимостью. После того, как я подобрала материал, с которым мне комфортно работать, я перестала работать на заказ в таком нон-стоп режиме и стала делать вещи, которые мне нравятся. Все это было про посуду, про прикладное творчество. Сейчас, когда меня приглашают поучаствовать в выставках, я внутренне сопротивляюсь, потому что не ощущаю себя выставочным мастером, человеком, который занимается искусством.
вазы Юлии Федоровой, фото: М.Никитин
Про авторский стиль

Сейчас я хочу попробовать свои силы в создании предметов, которые будут связаны с моими представлениями об эстетике, красоте. Это мне сейчас интересно, и я хочу в ближайшее время в этом направлении двигаться. Это могут быть большие кашпо, садовые скульптуры, панно. Если вы посмотрите на вазы, то увидите, что они не покрыты глазурью снаружи и при этом они такие тактильные. Здесь у меня отсылка к природе, к натуральному.

Сейчас обсуждаем с Юлией Зайцевой, столяром, возможный совместный проект. Дерево и керамика очень близки, очень здорово смотрятся вместе.

В искусстве мне нравится стиль «сканди», максимально простой, лаконичный, приближенный к природе. Поп-арт или что-нибудь такое взрывное, наверное, не по мне.
в мастерской Юлии Федоровой, фото: М.Никитин
Про одиночество и диалог

Я – одиночка, мне в кайф работать одной. Это странно, потому что раньше я много работала с людьми, была начальником отдела. Когда я работаю одна, я слушаю музыку. Иногда, правда, я провожу мастер-классы для женщин. Мы сидим, разговариваем, лепим, со-настраиваемся и поддерживаем друг друга. Сейчас вот, например, я чувствую в себе силы создавать какие-то коллаборации.


Сейчас я знаю, что умею хорошо «гончарить» чашки, понимаю, какой материал как себя ведет, но чувствую, что мне нужен какой-то новый квантовый скачок в деятельности. Возможно, это будут какие-то арт-истории. Кстати, скоро у нас будет дровяной обжиг. Это история с непредсказуемым результатом. Дровяной обжиг идет несколько дней, нужно постоянно следить за температурой в печи.
Про идеи

Классно было бы побывать на огненных скульптурах. Там лепят скульптуру, потом вокруг нее делают такой кокон, обжигают, потом феерично этот кокон открывают - скульптура в огне! В ночном небе это фантастически круто смотрится. Это почти ленд-арт, часть этих скульптур потом вписывают в природу. Мне это все очень интересно!


События
Made on
Tilda