«Заброшки», но не люди. Может, собаки…

Ярослава Роганина (ЯRKA) – художник и дизайнер из Петрозаводска. Она – участник выставок молодых современных художников Карелии, человек со своей темой.

Текст: Мария Шамраева
«АркА» поговорила с Ярославой о ее работах и жизни.

Про начало

Я начала свой путь художника сначала без какой-то определенной цели. Училась в художественной школе и вообще не планировала быть профессиональным художником и членом творческого союза. Из художки я выпустилась в 2016 году, мне было 16 лет. Дала объявление: нарисую ваш портрет. Цена – 200 рублей. Это были мои первые заработки в искусстве. Потом я поступила в университет на специальность «Дизайн» и училась там четыре года с 2018 по 2022 годы. Параллельно знакомилась с художниками, в 2022 году делала диплом, связанный со своей персональной выставкой. Во время учебы делала много проектов, ездила по образовательному проекту «Форсайт-Ледокол» и в Крым на «Тавриду». В конце 2021 года познакомилась с Андреем Июдиным, с которым возник совместный музыкальный проект “Radiozavod”, фронтменом которого я являюсь. .
Ярослава Роганина, фото: М.Никитин
Про знакомство

Андрей попал на мою выставку в «Синем коридоре». Сказал мне: может, тебе стоить подать заявку в наш союз художников? Я показала свои работы, и меня взяли. Как-то сразу мы поехали на пленэр, я прониклась этой атмосферой. Что я делала? Меня привлекали к работе над афишами, я делала каталог юбилейной выставки Творческого союза художников России.
Ярослава Роганина, фото М. Никитин
Про работу

В 2023 году я устроилась на работу в Центр по охране объектов культурного наследия, в отдел популяризации. Я занимаюсь проектами, связями с общественностью, какими-то такими работами, можно сказать, не очень творческими.
Про сейчас

Сейчас я начала отходить от бинтиков, веревочек… Вот работы, которые были представлены на выставке «Учитель и ученик». Они более вычищенные, выверенные, но все-таки со сломанной перспективой. Зритель видит, что что-то не так, но не совсем понимает, что именно не так. В отличии от бинтиков, где работа создавалась за час, здесь часом не обойтись и чем дАльше, тем дОльше. Сейчас я увлеклась линогравюрой. Поиск бесконечный, тут поприклеивала, тут пописала акрилом как акварелью. Использую разные материалы: масляную пастель, уголь .. Это бесконечный эксперимент и поиск своего, может быть, стиля, индивидуальности.
Про ориентиры

Я смотрю много работ в интернете. Ценю занятия с Артемом Александровичем Стародубцевым, которые проходили в рамках проекта "Лабораториум", по результатам которого была выставка в ГВЗ в конце 2023 года. Знакомство с Артемом Александровчем, его консультации и посильная помощь меня очень прокачали как художника. Может, он видит во мне какой-то потенциал.
Про локацию

В большие города меня не тянет, это я точно знаю. Переезжать мне точно не хочется, но что-то увидеть, посмотреть - это да. Если появляется возможность в чем-то поучаствовать, куда-то поехать, что-то увидеть, что-то узнать, -  берешь и едешь. Если мне предоставляется возможность, я стараюсь ее не упустить.  
Ярослава Роганина, фото М. Никитин
Про любимых художников

Какие мне нравятся художники? Марио Сирони. Что-то есть у него в простых формах, сложных и глубоких цветовых гаммах. Индустриальные пейзажи. Насмотренность - это очень важно, но когда смотришь очень много, то может возникнуть страх самой за что-нибудь взяться. «Ааа! У меня так не получится!». Люблю черно-белую фотографию, какие-то вырванные из жизни куски. Меня больше привлекают не имена художников, а темы, нравится мне индустриальный пейзаж - я его и смотрю.
"Чужой", Ярослава Роганина, фото М. Никитин
Про индустриальный пейзаж

Мне кажется, люди в индустриальном пейзаже не так важны. Для меня заводы, постройки, какие-нибудь гаражи, весь этот индустриальный пейзаж, - более, чем живой. Вписывать в это людей я не вижу надобности для себя. Как ни парадоксально, но природу я чувствую больше, как-то общаюсь на своем уровне. Для меня завод - это реальный символ, у «заброшек» была своя жизнь, своя история, была своя функция, и эта функция исчезла, осталось только эхо, которое тоже сейчас стирается. Всего этого не будет через какое-то время. Это про жизнь. Какой-то это мой, самой с собой диалог. Когда ты никому не нужен, ты остаёшься один, приходишь один и уходишь один. Разговор с собой. Животных - собак, волков - иногда хочется привнести, но только животных, людей, как правило, там нет. Если они и появляются, то случайно, как в абстракциях, не запланировано. Они этого очень хотят, наверное.



События
Made on
Tilda