Стекло как чистая идея цвета

В проекте «Мастерская» - рассказ о «Лампе маяка», творческом проекте мастера по лэмпворку Алёны Савчук.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
«АркА» разговаривает с Алёной Савчук перед переездом мастерской «Лампа маяка» из «Синего коридора» за город. Сама Алена говорит, что переезд не связан с изменениями, которые происходят в «Синем коридоре».

- В первый раз в «Синий коридор» я приехала в 2017 году, мы снимали мастерскую на троих с Машей из «Тысячелистника» и с Настей Марковой, у которой тоже был свой стекольный проект. Потом я переехала в этот свой маленький кабинет в конце 2017 - начале 2018 годов, почти семь лет назад, - подытоживает мастер.

Алёна Савчук – опытный мастер по лэмповрку, художественной обработке стекла в пламени горелки. Много раз она проводила в «Синем коридоре» мастер-классы, где все желающие могли сделать из стекла свою собственную бусину. Сама Алёна делает из стекла удивительные украшения: колье из больших прозрачных бусин, серьги с бусинами разных форм, цветов и размеров, комплекты авторских украшений и многое другое.

В переводе с английского lamp – лампа, горелка и work – работа. «Лэмпворк» дословно переводится как «работа с лампой».Бусины создаются из стеклянных палочек в открытом пламени маленькой газовой горелки. Стекло накладывается на металлический прут, который называется мандрель. И в дальнейшем стеклу придается разная форма и узор различными манипуляциями.

Разговариваем о том, как в жизни бывшего офисного работника возникло это удивительное стеклянное искусство.

Про начало

Мы с Марийкой Экало пошли учиться печатать по ткани. У меня была тогда офисная работа, у нее, по-моему, тоже. Мы собирались и по вечерам ходили в Арт-слободу к замечательному мастеру Ирине Соломещ, которая вяжет, ткет, все знает про печать на ткани. Там же была Наталья Денисова, специалист по карельскому национальному костюму, а у нее подруга – Наталья Панфилова. Она ехала из Санкт-Петербурга, где проходила обучение лэмпворку, в свой Мурманск и везла с собой оборудование. Вот она приехала в Арт-слободу и провела мастер-класс. Когда я это увидела, сразу заболела от такой техники. До этого я расписывала стекло, а тут оказалось, что его можно плавить. И не надо быть стеклодувом в пятом поколении и жить на острове Мурано или где-то в Чехии. И с 2013 года я все думала про это, а в 2016 году решилась и купила оборудование, заказала стекла, и мы обустроили первую мастерскую.
Алёна Савчук, фото: М.Никитин
Про учебу

Я ездила учиться у Ирины Сергеевой (это одна из самых известных и потрясающих российских мастеров, она одна из первых привезла это искусство в Россию) и брала еще несколько мастер-классов: у Юлии Дюбенко, ездила к Марине Берулава. Она много работала с серебросодержащими стеклами, и у нее такой очень эмоциональный стиль.

Да, в стекла можно добавлять металлы. Все стекла красят металлами, но, если добавить серебро, металл дает этот туман. А медь дает такие вот разводы. Мы видим такие вот грязненькие, серенькие, невзрачные палочки. Или просто зелененькие или бирюзовые. А при правильной обработке они дают все эти потрясающие оттенки.
Все стекла красят металлами, но, если добавить серебро, металл дает этот туман. А медь дает такие вот разводы.
Про материал

Сырье - это такие стеклянные палочки. Делают их на заводах, где варят стекло. Это стекло специальное, оно мягкое. Его коэффициент теплового расширения (СОЕ) – 104, поэтому его легко нагреть, расплавить, но оно быстро застывает и не очень прочное. Для сравнения: у боросиликатного стекла, из которого делают, химическую посуду и и посуду для приготовления пищи, коэффициент теплового расширения - 33.
Я сделала бусину и обязательно должна поместить ее в теплую печку или в керамическое одеяло, чтобы она медленно отдавала тепло, и чтобы разница температур между горячим ядром и остывшей поверхностью не разорвала бусину. А «стекло 33» можно просто оставить на воздухе, и оно не треснет. Оно все равно требует отжига, но танцев с бубном, как мягкое, оно не требует. Только более мощную горелку – оно суровое в плане плавления.

У меня есть итальянские стекла с острова Мурано, чешские с фабрики Preciosa Ornela. Сейчас все это приезжает с большими приключениями, потому что стекло попало под санкции. В России его продавать нельзя. Хорошо варят стекло в Китае. У них прикольные названия цветов: «злая королева», «император», «скрипучее колесо», «эликсир», «зефирка», «Слизерин», «коричневый Ван Дейка». Одно время все сходили с ума по стеклу с названием «таитянский жемчуг». У меня есть несколько палочек. У немецкой компании «Райхенбах» тоже много цветов.

Стекло не похоже на краски. Здесь смешать цвета довольно трудно. Проще заказать нужный цвет на фабрике. Для художественных эффектов стекла все равно между собой смешивают, но это требует больше усилий, чем краски: например, жёлтый плюс жёлтый могут дать грязный серый.
У них прикольные названия цветов: «злая королева», «император», «скрипучее колесо», «эликсир», «зефирка», «Слизерин», «коричневый Ван Дейка».
Про варку

Каждая варка особенная. Даже на фабрике, где все делают строго по формуле, получаются партии с особенностями. Бывает, что люди ищут именно ту варку, которая была в конкретном году. Они похожи на ценителей коньяка или вина. Кроме того, на фабрике могут отказаться варить какой-то цвет. С Double Helix сейчас такая история. Они производили целую линейку классных серебросодержащих оттенков, которые дают такие красивые синие туманы. А сейчас почти половину сняли с производства. Часть – из-за экологических норм. Экологи сказали, что это очень вредное производство. Пришлось согласиться.
Алёна Савчук, фото: М.Никитин
Про возможности

Из стекла можно сделать разные интересные бусины, это - целый мир. Есть скульптурные бусины, есть клоуны, зайчики, рыбки, осьминоги, есть маленькие флакончики, выдувные бусины разных вариантов. Есть цветы. Мастер, у которого я училась, Ирина Сергеева, делает целые букеты по этой технологии. У нее были хризантемы, у которых больше ста лепестков. Японцы тоже это дело любят, у них хитрые горелки с вертикальным пламенем. И у них очень мягкое стекло. У нас 104-е, у них 133-е. Это другой мир. Было бы интересно попробовать, но я пока не сталкивалась.

Делают также мелкую скульптуру. Крайний размер для шарика – вот такой. Цветочки делают побольше – отдельно стебель, который приплавляют к цветку. Я с цветами очень редко работаю, но у меня есть одна цветочная работа. Дело в том, что мне нравится один цветочек – белозор болотный (parnassia palustris). Он растет в Мурманской области, в Карелии. Это северный цветок, выбирает болотистые влажные места. Я его очень люблю. У моей мамы дом на Белом море, и я летом часто туда приезжала. Когда идешь на море, проходишь мимо огромного луга. Это не лесной луг - клевера и одуванчиков там нет. Там зеленое поле и прорва этих цветов. Они там как звезды в траве. Это очень красиво.

У нас есть серия украшений про море. Это – стеклянные бусины, которые имитируют дерево, которое долго плавало в море. В другом колье бусины дополнены ненавязчивым речным жемчугом мелким, который создает приятный фон.
Про узор

Каждую стеклянную палочку можно расплавить и придать ей любую форму. Если нужен тонкий узор, берется стеклянная струна. Их еще называют стрингерами. Такая струнка может быть очень тонкой. Есть мастера, которые ими пишут картины. Есть такой южноафриканский мастер Астрид Ридел, и она такие вещи делает… Как художники кисточкой. С помощью эмали и струн рисует на бусинах полноценные картины. У нас Александра Илан тоже этим занимается.

Вот такие закрученные палочки называются твисти. Берутся несколько стекол, скручиваются и получается такая штука. Потом ее можно заплавлять куда-то внутрь, в бусины, чтобы делать разные узоры. Тут много геометрии в этой технике – можно делать струны, можно такие закручивающиеся палочки, мурини (мозаичное с текло с цветком в поперечном сечении, - прим. ред.) и потом с мурини что-то придумывать.
Это глазчатые бусины. У меня в этом году была попытка сделать бусины под старину. Мне больше всего понравились финикийские бусины. У них вот такая основа, а на них нашлепочки как лапки.
Алёна Савчук, мастер-класс на "Сенем фесте", фото: М.Никитин
Про старину

Есть очень интересный ролик про путешествие бусин. Бусинки муранского стекла находили даже у аборигенов Аляски. Эти бусины были обменной монетой. Стоимость острова Манхэттен была частично выплачена этими бусинами. А в Венеции придумали отдавать производство бусин на аутсорсинг. Заказывали кому-то одну часть работы, а доделывали сами. И у них был прообраз патентного права.
Мне нравится в стекле, что этот материал как акварель в трехмерном пространстве.
Про почерк

Я специализируюсь по выдувным многоцветным бусинам с градиентом. Я не очень много такого видела в сети.

Мне нравится в стекле, что этот материал как акварель в трехмерном пространстве. Он очень четко передает чистый цвет. На свету он оживает. Никакой другой материал так не умеет. Даже глина, покрытая глазурью, имеет свою плотную основу, а стекло насквозь пропускает свет и выступает как чистая идея цвета.


События
Made on
Tilda