ДЕРЕВЬЯ-ВОДА-ДОМИКИ-ЧЕЛОВЕК-СНОВА ВОДА-ДЕРЕВЬЯ-КАМНИ

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «СУЛО. Карелия в живописи Суло Юнтунена», представляющая избранные работы карельского классика.

Текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин
Вынесенное капслоком в название выставки имя художника привлекает внимание, но вызывает вопрос, требующий разъяснения.

- Мы подумали, что нет иного художника в Карелии и в России с именем Суло. Это имя, которое, с одной стороны, знакомо всем, а, с другой стороны, говорит о происхождении художника (отец Суло Хейккиевича был из Северной Финляндии, там будущий мастер окончил школу), объясняя, возможно, его менталитет, характер, мировоззрение. Как у многих, его взгляды на мир связаны с детством, с той средой, из которой он вышел. Все, кто знал его лично, вспоминают, что он был очень спокойный, рассудительный, молчаливый, немножко, может быть, отстраненный, человек.  
Художник родился в 1915 году. Его молодость приходится на 1930-е годы. В этот период времени, мы знаем, многие семьи, приехавшие в СССР из Финляндии, подверглись репрессиям. Это коснулось и семьи Суло Юнтунена. И с этим тоже, может быть, связаны какие-то моменты в его восприятии мира и окружающих.

В общем, мы подумали, что само имя художника может для зрителя той точкой, от которой можно оттолкнуться, начиная разговор о жизни и творчестве Суло Юнтунена. Вторая часть названия ориентирует зрителя в отношении темы экспозиции: «Карелия в живописи Суло Юнтунена», - рассказывает «Арке» музеевед, ученый секретарь Музея изобразительных искусств Людмила Никифорова.
В первом зале представлены ранние работы Суло Юнтунена. Интересно, что классик карельского искусства, народный художник СССР, лауреат Госпремии, обладатель и других званий и наград, не был профессиональным художником. Его главным учителем был художник Вениамин Попов, который занимался со своими учениками в изостудии республиканского Дома народного творчества. «Без него из меня никогда бы не вышел художник», - говорил Суло Хейккиевич. По рекомендации Вениамина Попова Суло Юнтунен прошел в Москве курсы самодеятельных художников, во время которых у него была возможность изучить коллекции художественных музеев столицы.

Главный жанр Суло Юнтунена – пейзаж.
- Художник изображает природу, которая покоряется человеку. Дальше на выставке мы увидим изображения лесосплавов, работающих предприятий. Кажется, что природа начинает отдавать свои богатства человеку труда. Но, с другой стороны, в работах художника, который очень много путешествовал по Карелии, мы видим природу, которая никогда не покорится человеку. Это непроходимые скалы, на которых растут деревья, это какие-то дремучие леса. Это он тоже видел, этим тоже восхищался, вдохновлялся, и это отражал на своих полотнах.

Для полноты отражения ландшафта Суло Хейккиевич максимально высоко поднимает горизонт в своих работах. Например, в работе «Моя Карелия» мы вообще видим только тоненькую полоску неба. Высокий горизонт помогает изобразить больший простор на полотне, лучше отразить всю широту пейзажа. Рассматривая это произведение, видно, насколько оно получается многослойным. Мы как будто бы по ступенькам идём вглубь, начиная разглядывать деревья на первом плане, потом воду, потом снова деревья, просторы каких-то полей, потом опять мы видим залив, мысок, дома, деревню, потом снова воду, деревья. И всё это уходит к высокому горизонту неба. И получается, что вот этой многослойностью художник нас как будто бы забирает внутрь, в глубину. И мы готовы идти бесконечно туда, к этому высокому горизонту, - рассказывает Людмила Никифорова.
По словам нашего проводника по выставке, зрители могут обратить внимание на то, как Суло Хейккиевич использовал в своих работах обобщения. В одной работе мы видим обобщенные изображения деревьев, камней, и, в то же время, подробно написанные дома, заборчики, быт.

Темы и интонация работ Суло Юнтунена определялись временем. Лесосплав, покорение природы человеком, - все это изображается художником отчасти в духе «сурового стиля», но с авторским акцентом на изображение контекста – природы, окружающей человека. Кажется, что особая композиция произведения, нюансы цвета и формы для него важнее прямой передачи трудового героизма человека-труженика. Никакой производственной романтики мы не увидели и в индустриальных пейзажах Юнтунена. Они строги, геометричны, ритмичны – все по делу.

Цвет для Суло Хейккивича был очень важен. У него есть произведения, которые сделаны в присущей ему серебристо-сероватой манере, подчеркивающей легкость, воздушность пространства, тишину. А когда он изображает динамику, то цветом   помогает создать напряжение атмосферы. И тогда у него появляются и синий, и зелёный, и такой яркий красный цвета. Как будто бы это - отблески того, что происходит вокруг этой ситуации, - рассказывает Людмила Никифорова у работы Суло Юнтунена «На сплавной реке».
Из фраз, сказанных художником о жизни и искусстве, куратор выставки Юлия Апроду сделала некий рефрен выставки. Например, «Этюд – это наблюдение, картина – это мысль», - читаем мы на стене. Или: «Я во всем вижу человека, во всем люблю его».

В работе «Светлая ночь» наш карельский пейзаж узнаваем и одновременно кажется нереальным. Изображение превращается в метафору.

- Мы как будто ощущаем звенящую тишину в этой работе. Все очень лаконично, лишено деталей. Художник уходит от детализации именно для того, чтобы сохранить это состояние спокойствия, всякого отсутствия динамики. Здесь как раз уместна его фраза: «Цвет Карелии очень сложен - то насыщен, то тонко выровнен», - говорит Людмила Никифорова.

Выставка «СУЛО. Карелия в живописи Суло Юнтунена» работает в Музее изобразительных искусств до 9 сентября. Можно прийти и посмотреть на работы карельского художника современным взглядом.


События
Made on
Tilda