ПОРТРЕТЫ
Я в такой же панике
Юлия Беляева говорит, что ненавидит, когда ее спрашивают, что она хотела сказать зрителям. «Что я могу им сказать? Я ничего не знаю. Я в такой же панике. У меня только миллион вопросов»
текст: Мария Шамраева
Режиссер Юлия Беляева ставит сейчас в Национальном театре Карелии спектакль для подростков «Семь сов». Это история про мельника, его жену и семейство сов, которые живут у них на чердаке и охраняют зерно от мышей. Сотрудничество подтверждено договором, заключенным между отцом Мельника и Папашей Сычом на ближайшие 100 лет.
Режиссер Юлия Беляева, фото: М.Никитин
Начинается все как сказка, но потом ты чувствуешь, что история, которая приключается с совами, странно напоминает настоящие события. Поступки, которые совершают мельник и его жена, и их последствия превращают сказку в притчу.


В этой истории много трагичного, но есть и юмор, диалоги написаны легким хорошим языком. Автор текста – Владимир Геллер. Изначально он сочинял сказку как инсценировку для мультфильма.
На репетиции спектакля «Семь сов». фото М.Никитин
Юлия Беляева – режиссер, которая умеет ставить спектакли для молодых людей. Она считает их честными зрителями, поэтому и сама языком театра открыто разговаривает с подростками на разные темы.


Спектакль «Семь сов» ставится на Малой сцене Национального театра Карелии благодаря гранту, предоставленному ООГО «Российский фонд культуры».

Юлия Беляева – главный режиссер Национального Коми-Пермяцкого драматического театра в Кудымкаре. Ставит спектакли в разных городах страны. Среди ее постановок - спектакли «Тайна старого дома» (по рассказам Ольги Гуниной), «Пиноккио» (Коллоди), «Тöв» (Зима) по произведениям коми-пермяцких авторов, «Девушка и Смерть» (Горький), «Дядюшкин сон» (Достоевский), «Йожкина Йолка» (Козлов), «Малахитова шкатулка», «Медной горы хозяйка» (Бажов), «Три девушки в голубом» (Петрушевская), «Войцек» (Бюхнер), «Старый башмак» (Дорожко), «Как умирают машинисты метро» и другие. В 2023 году режиссер поставила спектакль «Вальс простого карандаша» по сказкам Евгения Клюева в МТЮЗе.

Юлия Беляева – главный режиссер Национального Коми-Пермяцкого драматического театра в Кудымкаре. Ставит спектакли в разных городах страны. Среди ее постановок - спектакли «Тайна старого дома» (по рассказам Ольги Гуниной), «Пиноккио» (Коллоди), «Тöв» (Зима) по произведениям коми-пермяцких авторов, «Девушка и Смерть» (Горький), «Дядюшкин сон» (Достоевский), «Йожкина Йолка» (Козлов), «Малахитова шкатулка», «Медной горы хозяйка» (Бажов), «Три девушки в голубом» (Петрушевская), «Войцек» (Бюхнер), «Старый башмак» (Дорожко), «Как умирают машинисты метро» и другие. В 2023 году режиссер поставила спектакль «Вальс простого карандаша» по сказкам Евгения Клюева в МТЮЗе.

«АркА» поговорила с Юлией Беляевой о том, как театр взаимодействует с разными людьми, как он влияет на детей и подростков и зачем вообще нужно театральное искусство.

- Как вы стали режиссером?

- Я окончила педколледж и сразу пошла работать в детский клуб – прямо со своей маленькой дочкой. Жизнь вошла в какое-то понятное русло, но старшая сестра настояла, чтобы я записалась на дневные подготовительные курсы в театральный институт. Сейчас я бы на такое, наверное, не отважилась бы с младенцем на руках. В 2013 году я окончила режиссёрский факультет в РАТИ (ГИТИС), училась в мастерской Леонида Ефимовича Хейфеца.
 Юлия Беляева и Ирэна, исполнительница роли в спектакле «Семь сов»
- Где вы работали с детьми?

- В Москве, дома. Я работала долго-долго в маленькой театральной студии на Фрунзенской. Я до сих пор общаюсь с участниками этой студии. Они уже выросли, многие из них стали профессиональными артистами.

- Ваша дочка не захотела связать свою жизнь с театром?

- Моя дочка учится на дизайнера в Российском государственном гуманитарном университете. С самого рождения вокруг нее был только театр. Дома – разговоры только про театр. Спрашивает, где мама? - Она в театре! Я, когда окончила ГИТИС, долгое время работала в московском театре «Сфера». Потом мы сильно разошлись, и я стала ездить и ставить спектакли в разных городах. Василисе тогда было 15 лет. А у нас через дорогу – театр Джигарханяна. Она мне говорила: «Мама. Вот тоже театр. Я не понимаю, зачем ты сейчас летишь на Камчатку. Здесь тоже есть сцена, если что».
На репетиции спектакля «Семь сов». фото М.Никитин
- Зато вы ставите в МТЮЗе у Генриетты Яновской!

- Спектакль «Вальс простого карандаша» я поставила во флигеле МТЮЗа. Это – комнатный театр, камерный. Спектакль предназначен для младших школьников, в его основе – чудесные сказки Евгения Клюева. Одна из историй, например, рассказывает про Лестничку Наверх, которая хотела измеряться не маршами, а вальсами, и гости, которые по ней поднимались в мансарду, танцевали вальс и молодели. Будете в Москве – приходите смотреть!

- С какого возраста, по-вашему, можно звать человека в театр?

- У меня много друзей в Москве, которые занимаются бэби-спектаклями. Для меня это, конечно, чудо чудесное. Я не понимаю, как они это делают. Это очень экологичное общение. Я думаю, не нужно тащить малыша в три года (но «он очень умный») на сказку 6+ на большой сцене. Не надо! В зале темно, это может его испугать, нанести травму. Я помню, что чуть не убила одну маму на «Пиноккио». Притащила ребенка, ему от силы 4 года. Три часа идет спектакль. Куда? А она прямо на него рычит, чтобы он сидел и не крутился. А он устал и хочет домой. Зачем эти травмы? Маленький ребенок не может отсидеть час -полтора. Можно же сделать мягкий вход, с малой сценой. Травмировать детей ранним походом в театр не нужно. Зачем?
 Юлия Беляева. фото М.Никитин
- Не бесит вас, когда дети плохо ведут себя на спектаклях?

- Меня бесят взрослые. Частенько бывает так: дядечка свою тетечку привез в театр, а сам сидит в телефоне. Это меня раздражает. А детей я слышу. Они - море, они самозаражаемые, как волна. Они всегда классный показатель того, как идет спектакль, где он проседает. Детский зритель очень добрый на самом деле. Он во все готов верить, но как только энергия проседает, то пошло-поехало.
На репетиции спектакля «Семь сов». фото М.Никитин
- Зачем вам нужен театр?

- Когда я была маленькая, мне хотелось прожить четыре тысячи жизней. Я рыдала, уходя из Детского мира. Не потому, что мне ничего не покупали, а потому что я не могла иметь все эти куклы. Я могла проснуться ночью в слезах, потому что думала, что должна стать архитектором, но при этом я тогда не стану воспитателем. И я хотела выйти замуж, но как быть все время с одним мужчиной? Это я в детстве так думала.
Юлия Беляева и Ирэна. фото М.Никитин
- А сейчас?

Театр – это возможность принять участие во множестве разных историй. Это детское эгоистичное желание. А сейчас, чем глубже мы заходим в ситуацию, в которой все находимся, тем больше я ощущаю, что театр – это пространство… молитвы что ли. В широком смысле слова: обращения в космос своих вопросов. Может ли театр дать на них ответы? Не уверена. Я ненавижу, когда меня спрашивают, что вы хотели сказать зрителям? Что я могу им сказать? Я ничего не знаю. Я в такой же панике. У меня только миллион вопросов. Я не знаю, как бы я поступила на месте героя «Семи сов» Гюнтера, но я проживаю с ним этот путь. И задаю этот вопрос себе, мирозданию, зрителю. И молитва, и театр - это пространство диалога. Диалог невозможен без открытия, а открытие предполагает любовь. И чем мрачнее за окном, тем важнее и нужнее становится искусство. Особенно театр, потому что там живые люди. В театре можно вспомнить о том, что значит сопереживание. Театр - это по-настоящему нравственное место, которое тебе не навязывает мораль, но учит любить.


События
Made on
Tilda