«Труды и дни»

В Городском выставочном зале открылись две выставки трех авторов, углубляющих наше представление о мире.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Обе выставки в Городском выставочном зале названы именами художников: «Елена Чебакова» и «Артем Стародубцев, Лилия Коростелева». У последней есть подзаголовок: художник Артем Стародубцев объединил свои работы названием «Жизнь слов».
Выставку Елены Чебаковой условно можно было бы назвать «Петербург», поскольку этот город со своим настроением, влажностью, одиночеством снаружи и теплотой внутри образует сюжеты ее многослойных работ. Художник создает коллажи, сделаны из вручную расписанной акварелью и порванной на кусочки бумаги. В каждом – разные настроения невидимого лирического героя, шагающего по улицам в разные сезоны и в разное время суток, имеющего свой дом с возможностью уюта, существующего отдельно и вместе с другими героями историй художника.
Несмотря на разделение экспозиции на две части-выставки, трудно, придя в ГВЗ, посмотреть только работы Елены Чебаковой, развернуться и уйти домой. Тем более невозможно увидеть вторую выставку, закрыв глаза на существование работ Елены Чебаковой. У каждого автора разное высказывание, разные техники, разные настрои, но объединяет их создание в работах не только художественного текста, но и глубокого подтекста. Отсюда – и литературность, и театральность экспозиций.
Артем Стародубцев, фото: М. Никитин
О театральности на вернисаже сказали и Артем Стародубцев, и Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом.

- Сопоставление того зала и этого – это импровизация, конечно. Неожиданно, но приятно попасть в такую компанию. В работах Елены Чебаковой я нахожу что-то общее со своими взглядами. Удивляет чудо-техника, в которой работает художник. Если начать описывать работу, не показывая ее, будет выпендрёж сплошной: сначала что-то акварелью, потом еще что-то, потом это вырезается, наклеивается на другую акварель, - в общем, все странно. А когда смотришь - видишь снайперские попадания в содержание, в форму. И симпатии к итальянским художникам ХХ века я здесь тоже вижу, - сказал на открытии выставки Артем Стародубцев.
- При всей импровизационности выставка хорошо выстроилась, она образует сложные взаимосвязи внутри. Это целая пьеса. И некая театральность коллажей Елены Чебаковой откликается сложными философскими размышлениями в архаических работах Лилии Коростелевой и в едких, часто саркастических работах Артема Стародубцева. Получился диалог единомышленников, - сказала Мария Юфа.
В работах Лилии Коростелевой все явное, фактурное, домотканое (например, холст и дерево) служат не основой для рисунка, но являются равноценными участниками истории. Ангел или ромашка, проступающие на кусочке холста, приклеенного на деревянную основу, живущую уже много лет, - равные герои сюжета.

- Когда говорят, что художник занимается исследованием, на самом деле, в 9 случаях из 10 это – пустой звук. Даже с жестко социальным искусством это не так. Лилия Коростелева занимается, действительно, исследованием глубинной традиционной народной культуры с ее связями с природой. Из этой природы вырастает некое духовное, а слово «наитие» нас отсылает еще и к греческой философии, - говорит Артем Стародубцев о работах Лилии Коростелевой.
По словам Лилии Коростелевой, умеющей с нуля создать льяное полотно по традиционной крестьянской технологии, погружение в народную жизнь – часть ее жизни последних трех-четырех лет.

- И эта жизнь все больше меня захватывает. Захватывает до такой степени, что возникла идея вообще уйти из светской жизни, уехать в родительский дом в деревне Корза и заниматься только этим, - говорит Лилия Коростелева.
На выставке представлено несколько новых серий работ Артема Стародубцева: «Суффиксы», «Книги», «Черное солнце», «Труды и дни», «Старый мотив» и другие. Он сам считает все серии связанными со словами, значениями слов (их можно углублять), символами, связанными со словом, с порядком слов, который уже создан писателем и так далее. Можно попытаться «расшифровать» связь образа с предполагаемым первоисточником или обнаружить самодостаточность представленного высказывания художника.

В одной из работ серии «Суффиксы» Артем Стародубцев рефлексирует по поводу замены суффикса -ющ на суффикс -ит. «Волнительно» вместо «волнующе» кажется ему лакейской подменой. Грустный ослик с песенкой O, du lieber Augustin из серии «Старый мотив», возможно, вздыхает не только по пропащему Августину, но и по нам тоже.
- Один из героев Достоевского описывает пьесу под названием «Франко-прусская война». Она начинается с «Марсельезы», которая потихоньку переходит в «Ах, мой милый Августин». На самом деле, текст у этой песенки любопытный, - объясняет «Арке» Артем Стародубцев.
Всадник на черном коне из серии «Черное солнце» похож, возможно, на одного из всадников Апокалипсиса. Сам художник говорит, что «черное солнце» взято из цитаты Осипа Мандельштама «И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут».

В серии работ «Слава труду» Артема Стародубцева нет восклицательного знака. Советский императив в наше время, по мнению художника, утратил адресата.
- Над лозунгом «Слава КПСС» можно сейчас похихикать. А этот идет поперек современной жизни последних 30-40 лет. Смысл лозунга «Слава труду!» был очевиден в 1960-х годах, это понятие было центральным. А сегодняшняя зачистка памяти исключает понятие «человек труда», и труд перестает быть одной из основ человеческой жизни. Человека нет, остался молоток. Правда, и топор тоже, - рассказывает «Арке» художник.
На вернисаже говорили о том, как работы одного художника могут дополнять идеи другого. Интересно, что случайные, но явные переклички обнаружились у некоторых авторов уже во время подготовки к открытию выставки. Например, художники сошлись на Гесиоде.«Труды и дни» - название серии Артема Стародубцева и одной из работ Лилии Коростелевой. Лилия рассказала «Арке», что есть еще одно совпадение. Можно попробовать его обнаружить.
Выставка открыта до 26 октября.


События
Made on
Tilda