ЖЕНЩИНЫ ГОВОРЯТ ДОЛЬШЕ

В Русском зале Музея изобразительных искусств Карелии прошел концерт, посвященный творчеству десяти женщин-композиторов, сочинявших музыку в разные времена.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Концерт «О чем говорят женщины» (6+) в камерной художественной обстановке был придуман Карельской филармонией как салонный вечер: нарядные гости, легкий светский конферанс Ларисы Сураевой, приятная музыка, доверительное исполнение.
Идея вечера – рассказать, что не Бахом, Бетховеном, Брамсом и другими композиторами-мужчинами едиными жива музыкальная культура. Что не менее 6 тысяч женщин (согласно Энциклопедии музыки) сочиняли произведения, делали это неплохо, а кто-то даже публиковал их под своим именем.
Ведущая вечера Лариса Сураева
Ведущая вечера Лариса Сураева предложила не делить музыку по половому признаку сочинителей, а оценивать по достоинству. Поскольку слушателями на 90 % были представительницы слабого пола, то многие согласились с таким предложением.

О каких женщинах-композиторах шла речь на вечере? Нет, не о Софии Губайдулиной и не об Анне Торвальдсдоттир. Самые известные их сочинения совсем не камерные и уж точно не салонные. В топ-10 нашего вечера вошли женщины, которые сочиняли музыку в XVII, XVIII, XIX и немного в ХХ веках.
Алина Кардакова
Что мы узнали? Например, Анна Бон ди Венеция (какое имя!) уже в 16 лет стала придворным музыкантом на службе у маркграфа Фридриха Бранденбург-Кульмбаха и была удостоена звания "виртуоз камерной музыки". Сонату для флейты и фортепиано Анны Бон на вечере исполнили Анастасия Зелинская и Ирина Костина.

Певицу и композитора Барбару Строцци ведущая назвала женщиной, опередившей время. Она выпадала из треугольника «Kinder, Küche, Kirche» - не только писала музыку под своим именем, но и сама устраивала свои дела. Была, можно сказать, предпринимателем. Вокальное произведение Amor dormiglione Барбары Строцци исполнила Алина Кардакова (меццо-сопрано).
Валентина Каменская
Публике рассказали коротко и о двух сестрах Гарсия. Старшая была красавицей, младшую считали дурнушкой. Обе были прекрасными певицами и, как выясняется, композиторами. Мы знаем этих сестер под фамилиями их мужей: Мария Малибран и Полина Виардо. Мария умерла в 28 лет. Она упала с лошади, повредила ногу, но не стала обращаться к врачу, чтобы не прерывать выступлений. В итоге через несколько дней после травмы скончалась. А ее сестра Полина, муза Ивана Тургенева, напротив, прожила долгую жизнь. Говорят, что она умерла, сочиняя музыку. ЕЙ было 89 лет.

Валентина Каменская под аккомпанемент Александра Онькина исполнила на встрече песню «Утро» Марии Малибран. «Синица» Тургенева прозвучала на французском языке. В дуэте Валентины Каменской и Алины Кардаковой мы услышали «Цыганок», аранжировку Виардо "Венгерских танцев" Брамса. К слову, сам Брамс считал, что скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку.
Анастасия Зелинская (флейта)
Кроме того, в финале вечера Валентина Каменская исполнила партию Феи из оперы Виардо «Золушка». Ария открывается словами «Я пришла дать тебе надежду», и это очень хорошие слова.

Композитор Этель Смит боролась за права женщин, любила женщин и написала марш феминисток. Алина Кардакова исполнила песню из цикла Смит «Три настроения моря».
Одна из самых известных английских женщин-композиторов Ребекка Кларк была профессиональной альтисткой, играла в музыкальных оркестрах. Сочинения публиковала под псевдонимами (например, её «Морфей» в 1917 году был подписан именем Энтони Трент). Разумеется, публика была в восторге от произведений Трента, а сочинения Кларк никого не впечатляли.

Мадлен Дринг изучала композицию, пантомиму, драму и пение. Писала для кино, театра, радио и телевидения. О ее жизни написана книга «Леди-композитор». На концерте сочинение Дринг прозвучало в исполнении артистов Симфонического оркестра Карельской филармонии Ивана Максимова (гобой), Ирины Костиной (фортепиано) и Анастасии Зелинской (флейта).
филармонии Иван Максимов (гобой)
Американская композитор Эми Бич была известна как миссис Генри Бич. Начинала как пианистка. После того, как муж (он был хирургом) разрешил ей давать не более одного концерта в год, занялась сочинением музыки. Нет худа без добра. Сейчас она считается одной из самых известных в Америке композиторов-женщин.

Французская пианистка и композитор Жермен Тайфер была единственной женщиной в «Шестерке», объединении композиторов, такой французской «Могучей кучке». В России ее творчество, по словам Ларисы Сураевой, почти неизвестно. В частности, Жермен Тайфер написала "Шесть французских песен" на стихи о семейных размолвках эмансипированных женщин, каждая из которых была посвящена одной подруг Жермен.

Финалом концерта стало исполнение Алиной Кардаковой романса «Надежда» Сесиль Шаминад, французской пианистки и композитора.
Концерт «О чем говорят женщины» входит в цикл встреч в рамках абонемента «Художественные салоны». По идее организаторов, музыка здесь связана с изобразительным искусством. Прологом концерта «О чем говорят женщины» в Музее изобразительных искусств Карелии стал небольшой рассказ сотрудника музея Людмилы Никифоровой о двух работах из фондов МИИ РК: «В мир прекрасного» Валентина Чекмасова и «Портрет Тамары Юфа» Екатерины Пеховой.

- Первый портрет (это именно портрет) был создан в 1979 году художником Валентином Чекмасовым. Юная художница делает первые шаги в мир прекрасного. Здесь она готовится к поступлению в Ленинградский педагогический институт (художественно-графический факультет). Она с успехом окончит обучение и вернется в Петрозаводск. Если посмотреть внимательно, то мы узнаем в героине полотна Маргариту Юфа, известную карельскую художницу и педагога. Вторая работа знакомит нас сразу с двумя творческими женщинами. Екатерина Пехова окончила Академию художеств и уехала в Петрозаводск. Все друзья советовали остаться в Ленинграде, где есть среда для развития. «Я сама себе среда», - ответила им художница. Здесь она по-особому увидела карельскую природу, а также написала целую серию портретов представителей карельской интеллигенции. Здесь – портрет Тамары Юфа, художника, сценографа, графика, создателя глубоких нежных образов, - рассказала Людмила Никифорова.
В течение полутора часов публика знакомилась с музыкой известных и неизвестных ей авторов. Несмотря на то, что тема позволяла ведущей использовать феминитивы и, возможно, даже некий эпатаж, встреча прошла в выдержанном салонном стиле. Единственным отступлением стало увеличение продолжительности программы. Вместо заявленных 60 минут концерт шел полтора часа. Это тоже было очень по-женски.


События
Made on
Tilda