Выход из тени
Моноспектакль-вернисаж «Выход там» на сцене Дома актёра СТД РК
текст: Наталия Крылова

«На запотевшем стекле я пальцем рисовала

дверь, и через эту воображаемую дверь,

полная радостного нетерпения, ускользала из комнаты».

Фрида Кало

Моноспектакль-вернисаж «Выход там» режиссёра Ксении Коган и актрисы-исполнительницы Анастасии Айтман имеет подзаголовок «artist/Frida/etc» и построен на дневниках Фриды Кало, её жизни – настоящей и придуманной и диалоге с ней другой художницы – Анастасии Айтман. Учитывая, что сама Фрида Кало находилась в непрестаном диалоге сама с собой и в дневнике, и в работах, в том числе автопортретах-двойчатках, на сцене звучит многоголосье.

Моноспектакль-вернисаж «Выход там» , фото М.Никитин
Репетиции проходили в мастерской Анастасии Айтман, среди её картин. Эти же картины стали и частью оформления спектакля. Анастасия – актриса и художник, жена художника, предпочитает в работах яркие открытые цвета и находит немало параллелей с Фридой Кало, чтобы вступить с ней в диалог.
Моноспектакль-вернисаж «Выход там» , фото М.Никитин
Анастасия Айтман предстаёт перед зрителями практически без грима – такая, как в жизни. Она поправляет что-то на сцене, спрашивает у мужа, нравится ли ему, как расставлены картины. Наконец свет гаснет, звучит музыка, актриса садится на большой центральный мольберт, как пифия на треножник, и начинает звучать текст.
Моноспектакль-вернисаж «Выход там» , фото М.Никитин
Режиссёр постановки – музыкант и актриса Ксения Коган, и спектакль имеет прежде всего музыкальную структуру. Способы произнесения текста, его ритм, отсутствие пауз, неожиданные созвучия: унисоны, интервалы, аккорды, контрапункты несут смысловое значение. Мы слышим то два, то даже три голоса,
Моноспектакль-вернисаж «Выход там» , фото М.Никитин
Сначала только в рефренах «Боль-дверь», потом всё требовательнее и сильнее прорывается сквозь текст Анастасии мексиканская художница Фрида, которая сама стала произведением искусства и сумела превратить себя и свою жизнь в живописное полотно. Мир Фриды – затягивающий, болезненный и экзотический, в какой-то момент почти поглощает актрису. «Я не пишу себя. Я себя не знаю. Я пишу только лишь знакомые мне части, истории, воспоминания себя. Я вижу свои отражения в других людях», - кто из художниц говорит это?
Моноспектакль-вернисаж «Выход там» , фото М.Никитин
Фрида, прожив короткую и яркую жизнь, уходит, а актриса остаётся. И, если примеряешь на себя роль сильной и яркой личности, главное – потом снова стать собой. Даже если для этого придётся долго и неудержимо плясать. И в этом незавершённость мира полифонического произведения: «Ещё всё впереди. И всегда будет впереди».
Моноспектакль-вернисаж «Выход там» , фото М.Никитин
PS. На прошлой неделе Анастасия Айтман потрясла Петрозаводск работой в спектакле «Семь сов» Юлии Беляевой. Это её первая столь глубокая и зрелая роль на сцене Национального театра Карелии, и потому увидеть актрису в моноспектакле, понять, как и чем она может держать зал, было особенно интересно.


События
Made on
Tilda