Гроб на колесиках – не конец света

Маръа Малми советует покупать шторы в горошек

вслух!
Текст: Маръа Малми
Ольга Мареичева «Жёлтые шторы, морская свинка и конец света». Издательство «КомпасГид» 12+
Особенно приятно эту книгу прочитать летом. Ведь именно летом дети собираются в лагере (или у бабушки в деревне с компанией местных) и начинают пичкать друг друга страшными историями. И пиковую даму вызывают, и дух Пушкина. Но главный хит: гроб на колесиках и красные перчатки. Все это имеет совершенно упоительный, хоть и довольно однобокий сюжет, когда главного героя ждет неминучая погибель. А этот захватывающий абсурд, когда зеленые глаза могут задушить (интересно, чем?) Зато коротко и ясно! И достигает цели – пробирает до печенок, выводит на яркие эмоции, а главное – после этого очень хочется жить. Долго и счастливо.
Сколько ни боролись взрослые со страшилками, они были неистребимы, как любой фольклор. Не зря же потом Эдуард Успенский собрал их в книжку, которая на остальных его чебурашек совсем не похожа. По принципу: не можешь победить – возглавь. А вот здесь перед нами – совершенно другой подход к этим страшилкам и детским сказочкам. Ольга Мареичева взяла их за основу, поверила в них, отмыла от абсурда и глупостей и рассказала так, как будто происходящее – это часть нашей жизни.

Стоит здесь заметить, что автор давно живет в Литве, и мифология региона тоже нашла свое отражение в текстах. Возможно, это будет незаметно для детей, но это придает дополнительный аромат историям – странным, нездешним, чуть холодноватым, пронизанным ветрами Балтийского моря. Зато родное, знакомое, то, что из самого детства – дети точно углядят. Кто не знает сказку про Машу, которая случайно оказалась в доме, где живут три медведя? Но как интересно можно вырулить из этой сказки сегодня, если всерьез задуматься: кто эти медведи, почему живут в доме, как ведут общение с людьми, чем им угрожает появление в медвежьем налаженном мире чужака?
Такое и раньше бывало. И в Литве, и в России, и у финнов, и у шведов… редко, но бывало. Просто родится вдруг медвежонок. Неведома зверушка.
Насте говорили: оставьте его, другого родите. Но разве так можно?
Хороший ребенок рос. Говорить, правда, не хотел. Но все понимал. А в остальном нормально развивался. Сильный был.
И все равно трудно приходилось – оденешь его, усадишь в коляску, на детскую площадку повезешь – а у него вдруг морда медвежья… И не поговоришь с ним, не спросишь «что не так, сыночек?»
Когда им пришло в голову тоже в медведей перекинуться? Отец предложил – надо же как-то с сыном договариваться. А вот получилось у тети Насти у первой. Наверное, потому что каждая мама – немного медведица, когда детей защищать надо.
И тогда он заговорил. Может для других это и слышалось поскуливанием и рычанием, но она явно расслышала:
- Мама!

Надо отметить, что книга – это сборник историй, которые не связаны героями или общим сюжетом. Поэтому в ней уместилось много любопытного, по-новому осмысленного волшебства. И если Успенский зацепился за красную руку и черную простыню, то у Ольги Мареичевой заколыхались на окнах желтые шторы. И всерьез, кстати, меня расстроили, потому что у моих родственников как раз такие (да, суеверия вовек неистребимы). Но если в быличках вещь акцентирует на себе внимание и является источником зла, то в этой книге все гораздо глубже. Вы увидите тут непростую историю семьи с предвестниками будущих трагедий, у которых ноги растут (не зеленые быличковые ноги! Тут это просто оборот речи) из глубин нашего прошлого.
Ольга Мареичева
Есть в книге история, аналогов которой я не сумела выискать в сказках. Возможно, это просто хорошо законспирированный волшебный сюжет. Но в любом случае, она, как любят сказать на уроке литературы учителя, заставляет о многом задуматься. Это страшилка про сценариста, который за тебя пишет твою судьбу, сидя прямо над твоей головой, у чердачного окошка. Ух, жутенько! А есть переиначенная сказка про серого волка, который увязался за Красной Шапочкой. Можете прямо сейчас поразмыслить, что произошло бы сегодня на наших улицах – финалов у этой истории может быть много. А есть очень трогательный рассказ о том, как подростку обуздать свои чувства. Представьте: сидите вы на уроке, и вдруг надоевшая учительница превращается… в морскую свинку.
Куча одежды так и валялась в проходе — только что мы по ней бегали, а теперь старательно обходили, словно боялись заразиться. Платье скомкалось, одна из туфель спряталась под ним, а вторая валялась рядом на боку, словно корабль, выброшенный штормом на берег. В горловине сиротливо виднелась лямка лифчика — это было немного смешно, немного противно и немного страшно.
Директор оглядел нас так, словно собирался спросить: ну и кто это сделал? Мы прятали глаза.
- Дежурный, - произнес, наконец, директор, - собери одежду.
Он никогда не повышал голоса, мы к этому привыкли, но сейчас от этой вежливости было не по себе. А может и не от нее.
Дежурила в этот день я, но мне казалось, что проще дотронуться до раскаленной плиты, чем до этого платья… Все же я вышла вперед и стала собирать вещи, стараясь прикасаться к ним только кончиками пальцев. Класс смотрел на меня молча, потом Карташов подхватил туфли и очки. Многострадальная дужка, которую Людмила Юрьевна все время грызла, оказалась отломанной. То ли срок ее пришел, то ли мы наступили, когда гонялись за превращенной учительницей.

Интересно взглянуть на бродячие, известные сюжеты сказок чуть более взрослыми глазами, глазами ребенка, который только-только переоперился в подростка. Тогда сказки сразу наливаются подробностями и дополнительными смыслами, покрываются болевыми точками и многочисленными подростковыми переживаниями. В них появляется волшебство угловатое, дерзкое или дремучее, идущее из глубин веков. Последняя история очень хорошо это иллюстрирует.

«Желтые шторы» Ольги Мареичевой я прочитала давно, еще в рукописи, благодаря конкурсу детской и подростковой литературы «Книгуру», на котором этот текст был отмечен. И я очень рада, что рукопись стала книгой.
Нил Гейман «История с кладбищем». Издательство АСТ 16+
Что ж, если вы любите, чтобы было пострашнее, то давайте поглядим в сторону Нила Геймана. Конечно, до того леденящего ужаса, который мы испытывали в детстве, сжимая в руках довольно невинного «Черного кота» Эдгара По, ему далеко. И это отлично. Хотя издательства сегодня спешат отгородиться возрастным порогом аж в 16 лет, думаю, что «Историю с кладбищем» можно читать гораздо раньше. Потому что эта книга пусть и рассказывает про потусторонних героев, но вовсе не ими страшна. А тем, что в мире есть зло, и оно как раз таки присутствует в обычной жизни. Не волшебной.
А в целом – это история Маугли. Только у Киплинга мальчика воспитали звери. А здесь – кладбищенские призраки. Ой, а кто же ему кашу там варил, а из чего, а кто шнурки завязывал, если призраки – это бесплотные духи? Не ко мне, это к Гейману все вопросы. Вот прочитаете и сами узнаете, как приходится выкручиваться писателям, которые придумали вот такую волшебную коллизию: малыш чудом избежал настоящего зла, ушел из дома и оказался пригрет добропорядочными привидениями. А потом малыш подрастает и начинает задаваться вопросами. И начинает искать ответы. Тогда приходится сражаться с настоящим злом. Но если тебя не бросили, если тебя воспитали, пусть и призраки – в сражении у тебя есть шанс на победу!
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 5 до 250), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «Желтые шторы». Ее автор Ольга Мареичева ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания.
Елена Кригер, фото: ВК
В прошлый раз мы ванговали по книге Анны Красильщик «Тайна месье Каротта». Первым комментарий оставила наша читательница Елена Кригер. Она загадала: «Страница 17, строка 7». Выбранная фраза звучит так: «Ладно. Прощаю. Мне нравится платье, ты в нем краси­вая». Вот что написала Анна Красильщик: «Вы прекрасны как в платье, так и в шортах! Скоро лето, а значит, можно купить что-нибудь новое!»
Спасибо автору, спасибо нашим читателям! Ждем ваших комментариев, пожеланий и предложений.

Ваша Маръа Малми.


События
Made on
Tilda