- Возможно, все это и есть ирония?
- Можно из этого сделать «смешно-смешно», но в какой-то момент все же стоит дать понять публике, что случилось непоправимое, пусть и с клюквенным соком, как в «Балаганчике» Блока. Мне довелось быть на премьере оперы «Трубадур» Верди в Берлинской государственной опере с Анной Нетребко, Пласидо Доминго и Юсифом Эйвазовым. Режиссер Филипп Штёльцль с самого начала повел нас по лабиринтам игры в мелодраму и трагедию, показав высокую степень отстранения выстроив свою поэтику в стилистике площадного театра, комедии дель арте. Маски, воротники-фрезы, костюмы, движения, шахматная доска, виртуозный, беспощадно работавший на идею видеодизайн, действовавший как отдельный персонаж, – все это захватывало с первой до последней ноты. И всегда все было на грани: смешно и страшно, в духе Гран-гиньоля. Граф ди Луна в исполнении Доминго, кровожадный персонаж, который мечтал расквитаться со всеми сразу, бродил с топором, тень увеличивала его размеры, кровища сочилась по шахматной стенке.
Иронии в «Лючии» сильно сопротивляется сам музыкальный материал, хотя местами и провоцирует «неуместным» мажором улыбнуться над несоразмерной мелодраматичностью. У Верди в «Трубадуре» с его адски запутанным сюжетом как будто даже больше оснований для иронизаци. Да и оркестр в ней звучит частенько как ум-ца-ца «большой гитары», как определяли его критики Верди. В «Лючии» же все много нежнее, чувствительнее, детализированнее и психологичнее, а уж сколько феерических ансамблей в оркестре, где на первый план выходят то арфа, то флейта, отражающие меняющиеся состояния героини, а заодно и демонстрирующие виртуозные способности солистов-инструменталистов. «Лючия» дала оркестру оперы возможность колоссального роста, чему всеми силами своего грандиозного опыта способствовал его главный дирижер Михаил Синькевич, продемонстрировавший, что в этой части света публика может репетировать свои ощущения от посещения оперы перед тем, как когда-нибудь оказаться на ее родине в миланском Ла Скала. Постановка, между тем, оставила впечатление не до конца дозревшей, недокрученной. Однако, все это – эффекты первых показов. Опыт показывает, что со временем многое образуется, впевается, вживается, обрастает плотью. Опера ведь вообще очень субъективное искусство.