«Не все птицы улетают»
В Национальном театре Карелии открылась выставка художника и дизайнера Ирины Порошиной
текст: Наталия Крылова
В Эркерном фойе Национального театра Карелии открылась выставка художника и дизайнера Ирины Порошиной «Птицы Севера». В экспозицию вошли зарисовки и эскизы костюмов, а также сами костюмы – как на манекенах, так и на видео. Также на выставке можно увидеть настенные текстильные панно, головные уборы и передники, аксессуары и украшения. В том или ином виде на открытии были представлены работы нескольких коллекций: «Калевала», «Каунотар», «Карелия», «Россия», «Птицы Севера».

Выставочное пространство фойе Национального театра Карелии для Ирины Порошиной не ново: во времена «Левого фойе» она принимала участие в выставках практически каждый год.

Главная «фишка» костюмов Ирины Порошиной – в удачном соотношении традиции и стилизации. В зависимости от задачи национальные костюмы можно разделить на этнографические, сценические (танцевальные и театральные), представительские и современные этнические. Они отличаются по функции, крою, материалам и технологии изготовления.
На выставке. фото М.Никитин
Этнографические костюмы – это историческая реконструкция: реплики когда-то реально существовавшей одежды, выполненные с максимально возможным соблюдением традиционного кроя, подбора тканей, декора и технологий. Для карельских костюмов свойственна многослойность, прямые геометрические линии, тяжёлые натуральные ткани. Такой костюм достоин висеть в музее. На выставке представлены этнографические зарисовки художника.
На выставке. фото М.Никитин
Сценические костюмы, напротив, обязаны быть лёгкими и удобными. А ещё подходить коллективу по стилю и соответствовать их конкретным творческим запросам. При этом каждый сценический костюм должен быть ярким, запоминающимся и индивидуальным. Для художника и дизайнера костюма это сложные и интересные заказы, настоящий вызов. В республике огромное количество танцевальных, вокальных, хоровых и инструментальных ансамблей, и неудивительно, что Ирина Порошина многие годы сотрудничает со многими из них. На выставке представлены эскизы костюмов для нескольких номеров танцевального коллектива «Созвездие», а также эскизы костюмов для инструментального ансамбля «Джинс-кантеле».
На выставке. фото М.Никитин
На выставке. фото М.Никитин
Представительские костюмы должны отражать наиболее характерные черты национального костюма, быть индивидуальными и быть сшитыми точно по фигуре6 выгодно подчёркивать достоинства и скрывать недостатки. При этом удобство их надевания и ношения тоже играет не последнюю роль. В экспозиции демонстрируются эскизы костюмов для участниц конкурсов красоты из коллекции «Каунотар».
На выставке. фото М.Никитин
Современные этнические костюмы – это, наверное, самое перспективное направление создания национального костюма, огромное поле для фантазии, ресурс для конструирования и комбинирования различных этнических элементов, линий, красок, украшений, для придумывания нового на фоне глубокого знания традиционного костюма.
На выставке. фото М.Никитин
Как ни кажется смелым такое сравнение, но от одной из ранних, но всё ещё пополняющейся коллекции «Калевала» до самой новой на сегодняшний день коллекции «Птицы Севера» Ирина Порошина проходит те же периоды, что Пикассо от голубого периода до … А вот нынешний период можно определять по-разному, ведь настоящий художник, пока жив, – всегда в развитии, в движении.
Ирина Порошина. фото со страницы в ВК
Коллекция «Калевала» вдохновлена карело-финским эпосом, мощными мифическими «досюльными» героями, суровой северной природой, ритмической неспешностью рун, богатством подтекста и надтекста эпической поэмы. Крой выполнен по археологическим реконструкциям XI-XII веков, сохраняется многослойность и геометричность платья, используются сочетания натуральных цветов и фактуры льна и шерсти, камня и металла.
На выставке. фото М.Никитин
От традиции художник движется в сторону всё большей декоративности. Особенно это видно по передникам, где появляются мягкие округлые линии, витиеватые затейливые орнаменты и чистые открытые цвета.
На выставке. фото М.Никитин
Новая коллекция «Птицы Севера» несёт авторский почерк художника: чёткое видение образа. Работы выполнены на основе практичного традиционного кроя. Рубаха с пышными рукавами и сарафан – неотъемлемый элемент карельской женской одежды. Но рукава получают продолжение в виде палантина-крыла. Так рождается символ.
На выставке. фото М.Никитин
Каждый из образов «Птиц Севера» создан в своей монохроматической гамме, при этом образы гармонируют между собой и составляют определённую цветовую палитру. В работах наряду с традиционными элементами используется богатый ассортимент декора, и украшений. Вышивка тамбурным швом сочетается с рисунками, выполненными шнуром ручной работы. Сумочки-карманы с вышивками «Лебедь», «Утица», «Чайка», «Жар-птица» и «Пава» дополняют и конкретизируют каждый образ.

Осенью, когда южные птицы улетают в тёплые края, «Птицы Севера» остаются с нами.


Еще почитать
Made on
Tilda