«ВЫБОР – ЭТО ТО, ВО ЧТО МЫ ПРЕВРАЩАЕМ САМИ СЕБЯ»

На Малой сцене Театра драмы «Творческая мастерская» прошел показ танцевального перформанса на тему поддержки друг друга во время катастрофы.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Творческое пространство «Края» во главе с Александром Козиным в начале января провело трехдневную лабораторию танца с хореографом из Берлина Татьяной Чижиковой. Финальный перформанс с приглашенными музыкантами и гостями прошел на театральной площадке, где практически не было «четвертой стены» - часть зрителей располагалась прямо на сцене.
Танцевальная лаборатория была посвящена теме любви, заботы и поддержки во время катастрофы.

- Я как художник задумывалась о том, какие танцы можно сейчас танцевать. И ответ пришел: возможно, нужно танцевать об этом. Это не готовый перформанс. Здесь есть допуск на незнание, на ошибку, на растерянность и обретение знания. Для артистов – это вызов, - сказала перед выступлением Татьяна Чижикова.

Участником лаборатории мог стать любой человек. Встреча была интересной и для тех, кто давно занимается контактной импровизацией, современной хореографией, и для неофитов, вообще не имеющих танцевального опыта. Оказалось, что в компании единомышленников можно без слов рассказать историю так, что она не оставит равнодушными ни партнеров, ни зрителей.
Татьяна Чижикова
После выступления прошло небольшое обсуждение увиденного. Вот, что говорили зрители:

- Это было очень тепло. Большая благодарность за такую тему.

- Это было мощно и глубоко. Смотреть на разные типы взаимодействия, разные настроения в разную минуту – это было по-настоящему. Два раза ревела. Очень растрогалась. Мы вышли в свет, были спокойствие и нежность.

- Помимо того, что это было нежно и трепетно, было очень интересно следить за участниками по отдельности и в общей команде. Интересно резко переключать фокус внимания, потому что каждый раз казалось, что это – совершенно новая картинка. Не та, что была секунду назад.

- То, что вы делали, можно было бы назвать словом «выбор». Невозможно не касаться этого мира, невозможно не касаться себя, других людей. Выбор – это то, во что мы превращаем сами себя. Это изучение через боль, через трансляцию себя самого, трансляцию бережного отношения к тому, что нас окружает. Сегодня я увидела, как одно превращается в другое, причем, через ощущения
- За последние несколько лет я потерял ощущение благости. Сейчас я потерял ощущение времени.

- Мне очень понравилось, как развивался перформанс. Он был как живой организм. Он набирал-набирал воздух, потом вспыхнул, взорвался. А потом начал стихать, и я пожалела, что этот миг такой короткий.

- Люди - отдельные организмы, но все связаны друг с другом. Все друг другу люди.

Для участия в лаборатории некоторые люди приехали из других городов: Москвы, Петербурга, Самары, Мурманска, Кирова, Кондопоги.

Одна из участниц призналась:
- За всю жизнь впервые такое слышу. Теперь еще полжизни можно просуществовать. Стоило ехать, чтобы здесь оказаться.
Импровизационный характер выступления поддержали и музыканты. На самом деле, они впервые исполняли музыку таким составом и в таком формате. Музыка тоже оказалась поддерживающей.

Музыкантов было трое: Эрик Марковский (Казань) - перкуссионист, мультиинструменталист, перформер, Илья Егоров (Петрозаводск) - гитарист, участник группы «Диктофон», автор и исполнитель собственных песен, Глеб Алехин (Петрозаводск) - клавишник, участник группы totoiono.

Эрика Марковского мы видели на фестивале Nord Dance в Музыкальном театре Карелии. Он был одним из музыкантов, участвующих в хореографической постановке Марселя и Маши Нуриевых «Дөр».

- Я в Петрозаводске не выступал много лет. Хорошо, что здесь есть такая культурная жизнь, можно увидеть такие перформансы, - сказал Эрик Марковский после выступления.
«АркА» спросила у музыканта, который во время перформанса извлекал удивительные звуки из разных предметов, у всех ли его инструментов есть названия?

- Всё это - перкуссия, духовые есть, орехи, тарелочки. Многие приемы известные, но я сам придумал использовать трубку, которую нашел в шкафу на съемной квартире. Её можно крутить перед микрофоном, дуть в нее. Когда я ее нашел, решил придумать, что можно из нее извлечь. Кучу звуков нашел разных. Что-то я сам делаю – по мелочи собираю. А так – из разных стран, регионов собираю инструменты. Я играю разную музыку, озвучиваю спектакли в Казани, пишу музыку.
Про идею перформанса мы разговариваем с хореографом Татьяной Чижиковой.

- Мы провели вместе около 8 часов. Русский язык у всех единый, телесный язык у всех разный. У кого-то вообще нет танцевального опыта, у кого-то он минимальный, у кого-то его чуть больше. Прелесть лабораторной работы в том, что каждый может индивидуально развивать то, что имеет. Я не учила, просто предлагала какие-то ситуации, ставила задачи, и они индивидуально находили свой способ движения, коммуникации, взаимодействия.

Поддержка друг друга во время катастрофы – главная сейчас тема. Я хотела понять, какие танцы можно сейчас танцевать, и задавалась вопросом, для чего человеку человек. Я сама, оказавшись в эмиграции, очень остро ощутила потребность во взаимовыручке, поддержке, помощи. Без этого невозможно справляться. Когда я оказалась в чужой стране, это позволило мне ощутить ценность того, что рядом вдруг оказывается человек, друг, случайный прохожий тебе помогает, еще кто-то. Ценность быть вместе – великое дело, и это меня вдохновило на создание перформанса в Берлине, который стал поводом для дальнейшего исследования, project duration. Я провожу лаборатории и воркшопы с этой темой тоже, смотрю, как это проявляется в разных городах, - поясняет хореограф.
Татьяна Чижикова и участники перфоманса
Нам по-прежнему кажется, что широкий взгляд на мир невозможен без локальных исследований современного искусства. Одним из главных проводников в сфере современной хореографии, контактной импровизации, физического театра в Петрозаводске выступает Александр Козин.

Мы спросили у Александра, почему ему интересно заниматься такими проектами и как была устроена его жизнь последнего времени.

- Мне всегда интересно приглашать тех мастеров, у кого мне самому хотелось бы поучиться. Это и мне помогает развиваться, и тем, кто вместе со мной сталкивается с этим опытом. Потом для меня важно сохранять нить между нашим и внешним миром. Когда у меня есть возможность привезти кого-то из другой страны… я чувствую, что не нахожусь в вакууме, и это тоже очень важно. В-третьих, для меня это всегда возможность встряски, раскачки креативного мышления. Здорово, собрать вместе 15-30 человек и почувствовать особую энергию проживания опыта. Люди, близкие по духу, получают возможность общения.

Татьяна Чижикова выступает здесь в роли танцхудожника. Она через танец исследует мир, проводит исследования тела, вопросов, которые она перед собой ставит.
Последние три месяца я, в основном, провел в Москве, в театральной резиденции «Дома культуры ГЭС-2». Это – одна из трех главных площадок современного искусства Москвы наряду с Музеем современного искусства, музея «Гараж». Сейчас я делаю там партиципаторный спектакль (современный тип представления, в котором зрители напрямую влияют на ход сюжета и финал, - прим. ред.). Пока не рассказываю подробности, еще идет процесс. Я занимался исследовательской и подготовительной частями этого представления. Мы сделали эскизы декораций, костюмов, написали музыку к части сцен, провели лабораторию с будущими артистами спектакля, работали с драматургом, что для меня стало новым опытом.

Параллельно я ездил по разным городам, преподавал. Был в жюри Фестиваля современного танца в Томске. В Барнауле был несколько раз. Был там экспертом на фестивале Театра кукол на базе театра «Сказка», преподавал классы по контактной импровизации с фокусом на бэби-театр. И там же в Барнауле начал работу над спектаклем современного танца для детско-подросткового коллектива. Провел мастер-классы в Сергиевом Посаде, в городе Чехов, съездил на фестиваль современного танца в Сортавалу. Был в жюри, преподавал, дал много классов. Сам провел серию классов в Москве. Довольно активная осень была.

«АркА» желает всем участникам действия удачи и творческого развития. О дате выхода спектакля в «ГЭС-2», мы сообщим нашим читателям отдельно.


События
Made on
Tilda