Между прошлым и будущим
В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Успенская Кондопожская церковь. 250 лет», посвящённая утраченному памятнику деревянной архитектуры Русского Севера.

текст: Наталия Крылова, фото: М. Никитин
Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был символом города Кондопога, и местные звали его ласково «Успенка». Стройная, высокая, как свеча, – 42 метра! – вся сплошная вертикаль, церковь была построена в 1774 году и сгорела всего за час в 2018-м. Ей исполнилось 244 года, она стояла на том же мысу Онежского озера, где стояли три её предшественницы, и почти с трёх сторон была окружена водой. Нелепейшая и обидная гибель!
Но торжественный и ностальгический 250-летний юбилей по настроению не был похож на поминки, а имел деловое и жизнеутверждающее звучание. Уже в вечер пожара в августе 2018 года на пепелище пришли кондопожане и сказали: «Это наш храм, и мы должны его восстанавливать». И спустя пять с половиной лет посетители вернисажа в Музее изобразительных искусств РК не только вспоминают, какой была Успенская церковь, рассматривая работы Бадри Топурия, Валентина Чекмасова, Олега Юнтунена, Екатерины Пеховой и других художников и фотографов, но и видят разработки, какой она будет.
Возможно ли полное восстановление и архитектуры и убранства Успенской церкви? Реставратор, основоположник музея-заповедника «Кижи» Александр Ополовников считал, что «нет ей равных среди деревянных шатровых церквей... Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь – лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее». Но остались результаты Онежской экспедиции Игоря Грабаря 1926 года, сохранились чёрно-белые фотографии Ларса Петерсена времён финской оккупации, есть тщательные исследования 2012 года. Церковь реставрировали уже в советское и постсоветское время – в 1927, в 1950-х и в 1999 годах.
Чудом сохранилось несколько икон из Кондопожского прихода Петрозаводской и Карельской епархии и собрания Музея изобразительных искусств, и они демонстрируются на этой выставке, привлекая всеобщее внимание. Но кураторы выставки «Успенская Кондопожская церковь. 250 лет» Людмила Никифорова и Мария Смирнова надеются, что не только подлинные иконы вернутся на своё место в новом иконостасе, но найдутся и ещё иконы Успенской церкви, утраченные во время войны.

Экс-директор музея Наталья Вавилова на открытии отметила: «Не случайно эта выставка проходит в Музее изобразительных искусств. Что бы было, если бы не было художников? Благодаря им мы можем увидеть Успенскую церковь в разное время с разных ракурсов…». Свою речь она завершила патетически: «Искусство непобедимо: его не сжечь, не уничтожить, не выбросить. Музей – это высшая инстанция, он может возвращать жизнь!»

Икона "Рождество пресвятой Богородицы" копия и подлинник XVII века
Создан Попечительский совет, фонд «Северный духовный путь» собирает средства на восстановление храма, сделаны чертежи здания и интерьера, но на момент пожара живопись храма в отличие от архитектуры не была признана объектом культурного наследия федерального значения. Таким образом тело иконостаса вошло в федеральный проект, а сами иконы – нет. Но, как сказала руководитель проекта восстановления иконостаса и руководитель художественной мастерской Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лариса Гачева, «храм без икон – не храм». Мастерская ведёт тщательную и кропотливую работу по исследованию и возможному восстановлению иконостаса Успенской церкви.


Уникальным было небо кондопожской церкви: единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба – образ «Христос Великий Архиерей», а вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях херувимы, серафимы и ангелы с литургическими атрибутами в руках, идущие по кругу с запада на восток.
Чудом сохранилось несколько икон из Кондопожского прихода Петрозаводской и Карельской епархии и собрания Музея изобразительных искусств, и они демонстрируются на этой выставке, привлекая всеобщее внимание. Но кураторы выставки «Успенская Кондопожская церковь. 250 лет» Людмила Никифорова и Мария Смирнова надеются, что не только подлинные иконы вернутся на своё место в новом иконостасе, но найдутся и ещё иконы Успенской церкви, утраченные во время войны.

Экс-директор музея Наталья Вавилова на открытии отметила: «Не случайно эта выставка проходит в Музее изобразительных искусств. Что бы было, если бы не было художников? Благодаря им мы можем увидеть Успенскую церковь в разное время с разных ракурсов…».
Директор Музея изобразительных искусств РК Варвара Лебедева обратила внимание на то, что выставка объединила и изобразительный ряд, и исторический контекст. В 2022 году восстановительные работы вошли в активную фазу. В деле воссоздания и памяти, и самой церкви объединились и художники, и архитекторы, и реставраторы, и обычные люди.

Реставратор Александр Байер посетовал: «Теряем такие шедевры... Надо было сохранять. Невозможно воссоздать то, что ушло. Да, можно делать проекты. Но делать иконостас или писать небо – этого просто нельзя делать. Это неэтично. Кажется немного варварством... Память надо сохранять, но невозможно еë восстановить».
Кондопожская Успенская церковь вдохновляла живописцев, графиков, фотографов и запечатлена на многих художественных работах в течение нескольких десятилетий. Какая же она разная и как удивительно вписана в пейзаж! Тонкая акварель Александра Каштанова. Аккуратный рисунок архитектора Руфин Габе, выполненный точно с высоты птичьего полёта, и его же яркие резные столбы-деревья, словно держащиеся за руки в хороводе. Парящее над водой крыльцо церкви и храм целиком на фоне холодной воды на гуашах Ярослава Крестовского. Строгие силуэты на линогравюрах Алексея Авдышева, рисовавшего Успенку не одно десятилетие как любимую модель. Тающая в тумане церковь на акварели Владимира Ветрогонского и чёткая, вписанная в пейзаж, у Валентина Чекмасова. Радостная, летняя и радостная на полотне Бадри Топурия и далёкая, осенняя и нездешняя на акварели Геннадия Жаренкова. Словно вырастающая из сугроба на фоне тёмного зимнего неба на акварели Владимира Лобанова и лёгкая декоративная на карандашном наброске Кошелева. На графических работах Ирины Черных церковь насыщена солнцем. На индустриальных офортах Олега Юнтунена Успенская церковь поглощена серым городом, а на картине Евгения Судакова похожа на силуэт древнего ископаемого ящера. Сейчас – уже после пожара – кажется, что розовый зимний расцвет на картине Бориса Акбулатова, красное небо на фотографии Ильи Тимина и яркий фон заката на картине Екатерины Пеховой выглядит тревожно. Что же говорить о работе Александра Трифонова, который запечатлел не только горящую церковь, но и веющий над ней злой рок.
Первое упоминание об Успенском храме на этом историческом месте относится ещё к 1563 году, и кураторы выставки уверены: «Свято место пусто не бывает: Успенская церковь была четвëртая, и, надеемся, мы ещë увидим здесь пятую».


Еще почитать
Made on
Tilda