«За рекой завод», или Как можно услышать пространство

В Петрозаводске рассказали и показали, как можно понять среду через звуки и превратить это знание в художественный музыкальный образ.

фото на обложке: предоставлено организаторами проекта
Текст: Мария Шамраева
С 5 по 9 мая Галерея промышленной истории в партнерстве с бюро «Заводь» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина провели звуковую лаборатории «За рекой завод», чтобы объединить в звуке аудиовоспоминания работников зарецких предприятий и окружающую реальность первого заводского района Петрозаводска.
музыкант Илья Пучеглазов , фото: М.Никитин
Участниками лаборатории, которая стала частью большого проекта «За рекой завод. Цифровой архив индустриального наследия Петрозаводска», стали музыканты и люди, интересующиеся звуком. Кураторы лаборатории – Анна Поташова (бюро «Заводь»), музыкант Илья Пучеглазов (SymphoСat), создатель Северной музыкальной лаборатории электроакустики Юрий Фролов (Kenneth-9).


О работе звуковой лаборатории и ее задачах в пространстве города «Арке» рассказал Илья Пучеглазов.

Илья Пучеглазов - композитор и исполнитель. Работает на стыке современной классической музыки и минимализма. Работает с эмбиентом и полевыми записями, создает музыку для игровых и документальных фильмов, а также курирует культурные программы на Новой сцене Александринского театра.
Илья Пучеглазов - композитор и исполнитель. Работает на стыке современной классической музыки и минимализма. Работает с эмбиентом и полевыми записями, создает музыку для игровых и документальных фильмов, а также курирует культурные программы на Новой сцене Александринского театра.
- Как музыкант, погруженный в эмбиент, пространственную, медитативную, отчасти и электронную музыку, я постоянно взаимодействую с разными приборами. Например, с портативными рекордерами (профессиональными устройствами для качественной внестудийной записи звука, - прим. ред.). Сейчас в Петрозаводске эти приборы помогают нам наладить связь с окружающим миром - мы пытаемся вслушиваться в него, ловить его звуки. Зачастую наше ухо фокусируется только на определенных звуках пространства. Например, мы сейчас с вами слушаем друг друга и не замечаем, как звучит пространство: какие звуки издает кошка Нюша, которая сейчас потерлась о наши ноги, или о чем говорят люди в стороне от нас. Эти звуки попадут в наше ухо, только если мы обратим на них внимание.
Илья с рекордером, фото: М.Никитин
Если человек хотя бы раз поработает с портативным рекордером, мир для него перестанет быть прежним. После того, как ты надел наушники и включил рекордер, тебе открывается иное восприятие реальности.

Мы можем внестудийно профессионально записывать и голос, и инструменты, и звуки самого пространства, - и всё это называть «полевыми записями» (от англ. field recording). Человек, который записывает эти звуки, называется филд-рекордистом. Сейчас такая технология используется, например, при работе с фильмами. Звукорежиссер на площадке захватывает звуки пространства, шум, диалоги актеров на площадке. Если это звук технический, то потом по этому звуку тонировщики (люди, которые воссоздают звук в студии) имеют референс, представление о том, как это звучало в среде.
техника для лаборатории, фото: М.Никитин
Людей, которые воссоздают звук или его интерпретируют, называют еще саунд-дизайнерами, дизайнерами звука. И мне кажется, что участники лаборатории будут одновременно и филд-рекордистами, и звукорежиссерами на площадке, и саунд-дизайнерами, и музыкантами – людьми, которые будут это композиционно собирать, под определенные интонации интервью. В итоге должна получится насыщенная звуковая ситуация, история о том, как звучат локации и как это слышат современные музыканты.
Наладить связь с окружающим миром,  фото: М.Никитин
Итогом звуковой лаборатории «За рекой завод» станет альбом из нескольких авторских музыкальных произведений, в состав которых в разных формах войдут интерпретации звучащего пространства. Треки станут художественным дополнением к документальной промышленной истории Зареки.


События
Made on
Tilda