Как «всплыла» «Айно». Украденная картина художника Светланы Георгиевской нашлась через 20 лет после пропажи.
Картину Светланы Георгиевской «Айно» украли больше 20 лет назад из не запирающейся комнаты в помещении на Кукковке. Сейчас она неожиданно «всплыла» на популярном интернет-сервисе для размещения объявлений о товарах и услугах. Удивительную историю пропажи и обретения работы через 20 лет после похищения рассказывают Светлана и Игорь Георгиевские.
Картину Светланы Георгиевской «Айно» украли больше 20 лет назад из не запирающейся комнаты в помещении на Кукковке. Сейчас она неожиданно «всплыла» на популярном интернет-сервисе для размещения объявлений о товарах и услугах. Удивительную историю пропажи и обретения работы через 20 лет после похищения рассказывают Светлана и Игорь Георгиевские.
Фотограф Игорь Георгиевский и художница Светлана Георгиевская. Фото: Игорь Георгиевский.
- У нас с ворами встреч в жизни почти не было, хотя мы живем уже давно. Бог миловал. Была одна история, связанная с кражей двух исторических самоваров. Кража «Айно» - это второй случай, - говорит «Арке» муж художницы Игорь Георгиевский.
В начале 2000-х годов Света в мастерской на Пушкинской написала 28 работ по «Калевале». Потом семья несколько раз переезжала с этими работами с места на место. Поскольку денег на аренду мастерской у людей искусства не было, нужно было найти помещение, где можно было бы временно хранить вещи.
В начале 2000-х годов Света в мастерской на Пушкинской написала 28 работ по «Калевале». Потом семья несколько раз переезжала с этими работами с места на место. Поскольку денег на аренду мастерской у людей искусства не было, нужно было найти помещение, где можно было бы временно хранить вещи.
"Айно" Светлана Георгиевская 1998 г.
- Нас приютил Издательский дом «ПИН». Они арендовали помещение в Обществе слепых, и у них была небольшая свободная комнатка. Там нам предложили оставить картины. Комнатка была незакрытой, но там вообще ничего не запиралось. Деньги, например, лежали не в сейфе, а в просто ящике стола. Были все свои. Однажды мы обнаружили пропажу картины. Из 20 оставшихся у Светланы работ «калевальсской» серии взяли только одну – «Айно». Почему? Мы только пожали плечами, - рассказывает Игорь Георгиевский.
О пропаже семья Георгиевских решила не сообщать милиции, поскольку никто не верил, что работу можно найти. Прошло примерно 22 года. Недели две назад Игорь встретил в магазине сотрудницу Музея изобразительных искусств. Та спросила про «калевальскую» серию Светланы, и Игорь достал телефон, чтобы показать оставшиеся работы из цикла. В поиске по запросу «Светлана Георгиевская «Калевала»» второй по счету ссылкой выпало объявление на Авито. Кто-то выложил «Айно» на продажу за 148 тыс. рублей, но готов был отдать ее и за 48 тысяч.
О пропаже семья Георгиевских решила не сообщать милиции, поскольку никто не верил, что работу можно найти. Прошло примерно 22 года. Недели две назад Игорь встретил в магазине сотрудницу Музея изобразительных искусств. Та спросила про «калевальскую» серию Светланы, и Игорь достал телефон, чтобы показать оставшиеся работы из цикла. В поиске по запросу «Светлана Георгиевская «Калевала»» второй по счету ссылкой выпало объявление на Авито. Кто-то выложил «Айно» на продажу за 148 тыс. рублей, но готов был отдать ее и за 48 тысяч.
Светлана, увидев объявление о продаже, пошла в отделение полиции, чтобы написать заявление о пропаже. Стражи порядка сказали, что не готовы рассматривать дело, срок давности которого прошел, и посоветовали Светлане самой сходить к продавцу и забрать картину.
Полицейским я сказала, что помимо материальной ценности, в которую входят стоимость холста, подрамника и красок, у произведения есть духовная ценности и мое авторское право. Они вневременны. Я убедила их взять мое дело и дала наводку на страницу с продажей картины. Полицейские представились покупателями и встретились с продавцом. Он сказал им, что купил работу у какого-то алкоголика на улице за бутылку водки. А тот ее где-то нашел на помойке. Я даже не хочу обсуждать эту версию. Главное, что мне ее вернули, - рассказала «Арке» Светлана Георгиевская.
Полицейским я сказала, что помимо материальной ценности, в которую входят стоимость холста, подрамника и красок, у произведения есть духовная ценности и мое авторское право. Они вневременны. Я убедила их взять мое дело и дала наводку на страницу с продажей картины. Полицейские представились покупателями и встретились с продавцом. Он сказал им, что купил работу у какого-то алкоголика на улице за бутылку водки. А тот ее где-то нашел на помойке. Я даже не хочу обсуждать эту версию. Главное, что мне ее вернули, - рассказала «Арке» Светлана Георгиевская.
Светлана Георгиевская. Фото: М.Никитин
Сама Светлане не может объяснить, почему в 2001 году выбор похитителя пал именно на «Айно».
- Она не самая сильная была из «калевальских» работ. Мне она дорога тем, что здесь я проверяла некоторые свои теории и многому училась. Я сейчас смотрю на нее, и вижу здесь провозвестники того, к чему я сейчас пришла, - объясняет художница. Потом добавляет:
- Сюжет, посвященный Айно, не мог не всплыть. Конечно, она поднялась из волн!
- Она не самая сильная была из «калевальских» работ. Мне она дорога тем, что здесь я проверяла некоторые свои теории и многому училась. Я сейчас смотрю на нее, и вижу здесь провозвестники того, к чему я сейчас пришла, - объясняет художница. Потом добавляет:
- Сюжет, посвященный Айно, не мог не всплыть. Конечно, она поднялась из волн!
Светлана Георгиевская. Фото И. Георгиевский
Рассказывая про «Айно», Игорь Георгиевский вспомнил еще одну карельскую историю пропажи картины. Её так и не нашли, но сама история со временем превратилась в анекдот.
- У одной моей знакомой дома была коллекция работ карельских художников. Среди них - портрет хозяйки кисти Тамары Юфы. Как-то узнаю, что у знакомой неприятности: кто-то пробрался к ней и к ее соседу в квартиры через потолок и вынес много ценных вещей, в том числе, и все картины. Проходит месяц-два, я покупаю в «Карелии» мороженое. Беру его в руки и вижу, что на обертке – репродукция портрета моей знакомой кисти Юфы. Мороженое сделано в Киришах Ленинградской области. Позвонил владельце, она пошла в полицию, но картину так и не нашли. Возможно, ее все же порадовала, что она увидела свою пропавшую картину через киришское мороженое, которое при Собинском возили в Петрозаводск. Ничего не нашлось, но история есть.
- У одной моей знакомой дома была коллекция работ карельских художников. Среди них - портрет хозяйки кисти Тамары Юфы. Как-то узнаю, что у знакомой неприятности: кто-то пробрался к ней и к ее соседу в квартиры через потолок и вынес много ценных вещей, в том числе, и все картины. Проходит месяц-два, я покупаю в «Карелии» мороженое. Беру его в руки и вижу, что на обертке – репродукция портрета моей знакомой кисти Юфы. Мороженое сделано в Киришах Ленинградской области. Позвонил владельце, она пошла в полицию, но картину так и не нашли. Возможно, ее все же порадовала, что она увидела свою пропавшую картину через киришское мороженое, которое при Собинском возили в Петрозаводск. Ничего не нашлось, но история есть.