новости

«Стекло иначе»: В арт-пространстве «Синий коридор» открылась новая фотовыставка

«Стекло иначе»: В арт-пространстве «Синий коридор» открылась новая фотовыставка

Фотохудожник Оксана Лазарева, говорят ее коллеги, помогает увидеть «то, что самостоятельно разглядеть очень сложно: все картины экспозиции — это фотографии стеклянных предметов, но не сразу можно догадаться, что изображено на снимках»
Композиции Оксаны Лазаревой уходят от фигуративности и символизма, по словам фотографа Татьяны Литовой, стремятся

к беспредметности, к чистому образу, к языку цвета и линий. Описать технику и приемы, а также определить художественный контекст изображенного под силу не каждому смотрящему, поэтому мы оставляем здесь развернутый комментарий Татьяны Литовой о поисках коллеги по цеху:

«Классик американского абстракционизма Марк Ротко парадоксально утверждал, что «не существует никаких абстракций». И для области фотографии такое наблюдение особенно актуально: применительно к этой художественной сфере говорить об абстрактном искусстве ещё сложнее, ведь автор создаёт свою работу, делая снимок конкретного объекта. При этом существует множество техник и приёмов, которые позволяют фотографу уйти от реальности, извлечь предмет съёмки из контекста. В данном случае художник приближается к объекту почти вплотную, смотрит и сквозь него, и в саму толщу прозрачных преград, трансформирует его вид при помощи контрового освещения и сочетания с окружающим стеклом. И обычная посуда превращается в арт-объект, в вещь для любования, в особое пространство для исследования переотражений, игры света, преломления лучей. Именно такой подход к съёмке стекла метафорически рассказывает и о его физической природе: аморфное состояние твердого тела, промежуточное между кристаллическим и жидким, передаётся текучестью линий, плавностью форм, пластичностью композиций.
Преобладающая палитра фотосерии — это холодные оттенки. Именно они были особенно распространены и на заре стеклоделия в Древнем Египте. В своей культовой работе

«О духовном в искусстве» Василий Кандинский рассматривал выразительные свойства цвета для передачи эмоциональных состояний без изображения реальных сюжетов. Так, синий — это цвет неба и бесконечности, который будит в человеке тоску по непорочному и сверхчувственному, он сравнивает его со звучанием виолончели, а в темных вариациях — контрабаса и органа, голубой же цвет связывал со звуками флейты; выражением абсолютного покоя называл зеленый.
Экспозиция располагает зрителя интуитивно довериться художнику и шагнуть в его стеклянные миры, чтобы приобщиться к этой цветотерапии, услышать музыку сфер — и своё сердце, ведь бесплотное изобразительное творчество, в том числе и фотография, продолжая развиваться в русле традиционного русского авангарда, раскрепощает и автора, и зрителя, дарит чувство свободы и полета. И тогда увиденное иначе прозрачное стекло перестает быть преградой, а становится лишь иллюзией, полностью растворяясь и открывая путь в неизведанный космос — туда, где, по словам поэта Арсения Тарковского, «в хрустале пульсировали реки, дымились горы, брезжили моря»».
Оксана Лазарева, фото из группы Акдемии фотографии в ВК


Выставка открыта в пространстве «Синего коридора» до 22 октября.
Made on
Tilda