От первого лица. Интервью
Здесь наш автор меняет жанр, переключая внимание публики (нас) на дирижёра программы, ректора ПГК им. Александра Глазунова Алексея Кубышкина (прим. ред.) С ним Каан Даниэль Гюлле ДО СОБЫТИЯ разговаривает о программе концерта, посвящённого Чайковскому, Танееву и Свиридову, и смыслах, которые связывают этих композиторов.
– Когда вслух произносишь связку Чайковский–Танеев, по инерции где-то тут рядом возникает Рахманинов. Почему в этой логике продолжения у вас появляется именно Свиридов? Что для вас связывает его с этой линией сильнее, чем, скажем, Рахманинова или нашего любимого Глазунова?– А ничего не связывает. Связывает только то, что у нас этот год — юбилей Георгия Васильевича Свиридова. Георгий Васильевич родился 110 лет назад, не юбилей, но круглая дата. Поэтому первоначально главным «угощением» нашего концерта, главным блюдом, если можно так выразиться, безусловно, была «Поэма памяти Сергея Есенина». А здесь сразу появляется и вторая круглая дата — 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Поэтому всё строилось вокруг Свиридова.
Почему Танеев? Потому что следующий год — круглая дата Танеева. Он родился в 1856 году. Поэтому, предвосхищая юбилейный год и в конце уходящего года, мы решили в этот концерт вставить музыку Сергея Ивановича Танеева, причём, музыку мало исполняемую, редко исполняемую и, на мой взгляд, незаслуженно забытую. Потому что по факту единственным в России исполнителем являлся до последнего времени только Михаил Сергеевич Воскресенский.
Почему Чайковский? Потому что Чайковский — это гений русской музыки, который в равной степени повлиял и на Танеева, и на Свиридова. Чайковский как Пушкин для литературы — солнце русской поэзии, так и Чайковский для нашей музыкальной культуры. Мне кажется, это главный гений среди композиторов нашего Отечества. Поэтому очень логично, что в одном концерте прозвучит и Чайковский со «Славянским маршем», и Танеев, и Георгий Васильевич Свиридов.
– В 1876 году «Славянский марш» был вполне конкретным политическим жестом. А сейчас вы его воспринимаете как исторический документ, концертный хит или всё-таки что-то третье, имеющее живой исторический нерв?– Трудно себе представить сейчас произведение современного композитора, который возьмёт и вставит в него цитату, допустим, нашего гимна. Мне кажется, многие расценили бы это как богохульство над святыми символами нашей государственности.
То, что Пётр Ильич Чайковский во времена, когда «Боже, Царя храни» являлся гимном Российской империи, берёт и вставляет этот гимн в своё произведение, не звучит как политический заказ. Это звучит очень гармонично с той фактурой, с той идеей, которую несёт в себе «Славянский марш».
Мы прекрасно знаем историю появления этого марша. И для нас было важно, что в концерте будут принимать участие не только студенты Петрозаводской консерватории, но и студенты Белорусской академии музыки. До 1917 года это был наш общий гимн, поэтому здесь можно проследить историческую закономерность.
– Концерт Танеева - довольно смелый выбор для студенческого проекта. Это любовь к забытым шедеврам, репертуарная авантюра или оба варианта сразу?– Никакой авантюры в этом нет, потому что лично я этот концерт услышал порядка лет 10 назад, и на меня он произвёл колоссальное впечатление. К тому же у нас не такой уж и большой выбор из больших форм композитора Сергея Ивановича Танеева. На первый план выходят его гениальная кантата «Иоанн Дамаскин», с которой начинается творчество композитора (опус 1), и кантата «По прочтению псалма», которой заканчивается его жизненный творческий путь. Конечно, все сразу вспоминают его Симфонию до минор.
Здесь же - концерт, который был написан ещё в начале студенчества и написан под влиянием Петра Ильича Чайковского. Мы знаем, что Сергей Танеев был первым исполнителем Первого фортепианного концерта Чайковского. Именно после исполнения этого концерта Танеев начинает работу над своим.
Интересно, что вторая часть концерта полностью по интонациям напоминает первую часть «Иоанна Дамаскина», только в другой тональности и с другим ритмом. Возникает вопрос: планировал ли Танеев написать третью часть? Или это просто неоконченный концерт, который, как симфония Шуберта, вполне логично завершается на второй части? Мне трудно представить, какая музыка могла бы звучать после такой траурной, трагической музыки, как во второй части концерта Танеева.
– Перейдём к «Поэме памяти Есенина». Музыка сразу про взрослые темы. Как вы вводили студентов в этот мир — через поэзию, биографию или чистую музыку?– У нас взрослые, профессиональные студенты, которые, если желают, сами открывают клавиры, партитуры, тексты, на которые написаны части «Поэмы памяти Есенина», и сами анализируют. Поэтому взрослым людям объяснять, о чём эта музыка, мне кажется, не совсем верно. Я думаю, что на концерте все слушатели убедятся, что оркестр очень осознанно подходит к содержанию этой кантаты.
– А для вас в этой поэме важнее всего что? Есенин‑человек, Есенин‑символ или Россия, которая бьёт в набат через его судьбу?– Мне кажется, все три эти образа гармонично связаны друг с другом. Конечно, человек‑поэт, который через призму своего текста описывает трагизм истории XX века. И как настоящий художник, гениальный художник, он очень многое предвосхищает в своём творчестве. Последний номер — это панихида по XX веку, ощущение катастрофы, которая произошла в это столетие.