ПРО ТЕАТР, ХУДОЖНИКОВ И СЕЛЕДКУ

Выставка «Художник театра/Театр художника» открылась в Городском выставочном зале.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Игровая структура выставок, характерная для экспозиций в ГВЗ, здесь напрямую связана с самым игровым искусством.
Срегей Терентьев, фото: М.Никитин
- Зеркальное название выставки объединяет художника театра Сергея Терентьева и театр художника Натальи Логиновой, - рассказывает на вернисаже Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом. - Сергей Терентьев практически 40 лет жизни отдал театру, поставил больше 40 спектаклей. Большая часть поставлена в театре «Творческая мастерская». Театральные плакаты художника-графика Натальи Логиновой, – авторские высказывания на тему мировой театральной классики. В основном, они сделаны не для конкретного театра, это - ее авторское высказывание на тему театральных произведений. Они тоже «поставлены» как спектакль с авторской инсценировкой из предметов, элементов природы, постмодернистских цитат.
Кажется, что все работы, представленные на выставке, - про историю театра. Здесь есть названия спектаклей, эскизы костюмов и декораций, сами костюмы, описания идей спектаклей, видео с отрывками из постановок, плакаты, похожие на афиши, театральные имена в большом количестве, а также воспоминания. Между тем, никакого мемориального и документального эффектов здесь нет. Оказывается, не так важно, когда и где были поставлены эти спектакли, кто был там занят и какое впечатление они тогда производили на зрителей. Возможно, в этом случае важнее сами образы, которые придумывают художник и режиссер на основе драматургического текста.
Несмотря на то, что мы видели практически все спектакли, оформленные Сергеем Терентьевым, на сцене театра «Творческая мастерская», выставка устроена так, что ее экспонаты кажутся выдуманными, специально сочиненными для какого-то мифического большого театрального проекта, который не ограничивается пространством сцены и мало зависит от временного контекста. Театральные плакаты Натальи Логиновой, представляющие образы спектаклей, которых никогда не было, названия постановок, написанные птичьим почерком, и размещенные на самом верху, предлагаемые обстоятельства для постановки античной драматургии, мифа, - всё это говорит в пользу нашего предположения.

- Эта выставка – попытка рассказать не о том, как Сергей Терентьев работал в театре, а о самом процессе творчества, о том, как рождается идея у художника, как строится этот процесс, - говорит Мария Юфа.
На вернисаж пришли коллеги Натальи Логиновой из Музея изобразительных искусств РК, артисты театра драмы «Творческая мастерская», его директор и директор Театра кукол Карелии, представители Национального театра. Приехал главный режиссер Сергея Терентьева Андрей Тупиков.

- Сережа Терентьев – это художник, работа с которым – большая радость, большая проблема, счастье, беда и всегда вызов режиссеру. И всегда ты открываешь в себе неожиданные качества благодаря тому, что предлагает тебе художник, - сказал Андрей Тупиков.
- Да, я был проблемой. Художник, который долго ничего не рисует, а слушает, бегает, рассказывает, размахивает руками, а посмотреть нечего. Через неделю приносит каракули, и режиссеру кажется даже, что он понял, что нарисовано. Но, когда ставили «Зойкину квартиру», он говорит: «Это что?» А я: «Помнишь, я тебе показывал рисунок? Это вот оно - подиум». «Такой большой? И почему поперек сцены?». - «Ну, мы же с тобой, вроде, говорили…», - отвечает режиссеру художник.
Не провинциальным художником в провинциальном городе назвал Сергея Терентьева Александр Побережный, директор театра драмы Карелии «Творческая мастерская».

Гордостью экспозиционно-выставочного отдела Музея Изобразительных искусств РК назвала Наталью Логинову художник Валерия Ваян.

Художник и автор книг Татьяна Пряженкова рассказала о своем впечатлении от многогранности личности Сергея Терентьева – художника, акциониста, перформера и педагога.

Художник Владимир Лобанов вздохнул о тех временах, когда художники и артисты были объединены дружбой и творческими задачами.
Актер «ТМ» Валерий Чебурканов рассказал «Арке», как поход в магазин за селедкой обернулся в перспективе постановкой абсурдистского спектакля «Забава» по Мрожеку.

- Вечером вышел из дома за селедкой. Купил, ходил с ней, решил зайти к Терентьеву. Я с порога: «Мне нужен спектакль и в спектакле мне нужен лифт. Сейчас все объясню». Я выпил у него все настойки – сам он не пил алкоголь. Мы сидели до утра и придумали спектакль. Это было такое чудо! Это был самый дешевый спектакль за всю историю «ТМ». Он стоил 800 рублей. Реквизит и костюмы были из подбора, из оберточной бумаги, которую нам подарили, ящиков, песок можно было взять на улице. Я до сих пор вспоминаю. Думаю, может, еще раз сходить за селедкой? – рассказал «Арке» Валерий Чебурканов.
Выставка «Художник театра/Театр художника» будет открыта до 1 декабря. Городской выставочный зал приглашает за селедкой впечатлениями.


События
Made on
Tilda