За запахом тайги и не только
В Городском выставочном зале на проспекте Ленина открылась выставка, представляющая мифопоэтический взгляд на карельские скалы и камни.
текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин
Выставка «Легенды северных скал» объединила творчество семи художников из Петрозаводска, Тулы, Северодвинска и Петербурга. У каждого их них свое представление о красоте момента, свои приемы и техники передачи впечатления. Кто-то одушевляет древние скалы или изображенных на них древних людей, кто-то видит поэзию в водно-скальных пейзажах Белого или Баренцева морей, умело передает неожиданный цвет и свет скал. Кто-то думает о скалах, когда создает костюм по мотивам эпических северных произведений.
«Выставка вышла не скучной, - говорит «Арке» заведующая Городским выставочным залом Мария Юфа. – Она по-настоящему вдохновляющая, выразительная и не банальная. Казалось бы, северный пейзаж все знают, все это видели. Действительно, наш взгляд часто замыливается, мы привычно проходим мимо того, что, кажется, видели много раз. Здесь художники заставляют нас замечать моменты и ценить их».
Традиция поездок художников за впечатлениями от Севера возникла давно.

«Север все любят. В конце XIX века художники поехали писать северные пейзажи. Константин Коровин аж до Мурманской области доехал. Новый интерес к северу, возможно, возник в 1960-е, когда все поехали к нам «за запахом тайги». Север будоражит, это, действительно, так», - продолжает Мария Юфа.
Жанна Цинман – художник и искусствовед из Тулы. Она рассказала «Арке», что очень любит Карелию, и это чувство такое сильное, что она считает себя частью этих мест.

«С 2017 года я в системе приезжаю в Карелию. Север – это моя тема. В основном, я работаю темперой, но техника часто зависит того места, куда я приехала. На Соловках, например, у меня пошел граттаж - гравюра по воску. Я резала ее прямо с натуры. На выставке представлены граттажи, работы-впечатления от Кивача, Гирваса, окрестностей Петрозаводска. Здесь же - триптих «Каменные люди». Там коллаж, темпера, сложная техника на оргалите. Камни я очеловечиваю, это мое ощущение. Камни везде разные. У нас на границе с Липецкой областью тоже есть каменные гряды, но там совершенно другая фактура. А здесь – удивительные геологические разломы, «бараньи лбы», - это очень вдохновляет», - говорит Жанна Цинман.
Другой взгляд на карельские камни у художницы Анны Грязновой. Она создает собирательные образы, символы места. Её задача – показать целое не в деталях, а в развернутой метафоре.

«Мне интересна связь объектов живой природы (птицы, травы) и камня. Интересно смотреть, как они взаимодействуют. Камень выступает тут не только сам по себе, но и как среда обитания живого. Мне близка тема северного пейзажа, связанного с камнем. Образы возникают из поездок, из моих размышлений. Так и других художников: кого-то вдохновляют поездки на пленэры или просто прогулки. Идеи возникают по-разному, поэтому и работы здесь представлены очень разные. У кого-то – метафорические, у кого-то – более реалистические. Кто-то увлекается легендами и мифами», - говорит «Арке» Анна Грязнова.
Некоторые работы на выставке поражают точно переданным фантастическим ощущением радости (например, работа Геннадия Правдина «Солнце вошло. Нохкалуда»). В акварелях Юрия Ломкова натура, включая камни, глыбы, скалы живет и дышит, она наполнена воздухом и светом. Текстильные работы Ирины Порошиной, как всегда, интересны деталями, сочетаниями цветов, фактур, природной геометрии в узорах. Нелли Григорьева оживляет объекты, буквально наблюдая в камне изображения человека. Древние охотники на зверя или рыбу, выбитые на скалах, имеют и параллельную живую жизнь. Работы Юлии Коросовой помогают понять, как видит художник, меняя техники. Ее акварельные работы соседствуют с карандашными рисунками. Кажется, что это взгляды на природу разных мастеров.
Выставка будет открыта в Городском выставочном зале до 18 февраля.

Еще почитать
Made on
Tilda