Шум всегда будет в андеграунде

По просьбе «Арки» поэт и организатор арт-событий в городе Саша Шну рассказывает о музыкальном жанре Noise и беседует с Константином SynthCone, музыкантом и создателем мастерской SynthCone, создающей синтезаторы и звуковые модули.

Текст: Саша Шну, фото: М.Никитин
SynthCone - Мастерская по производству синтезаторов и звуковых модулей. Была основана в 2016 году в Петрозаводске. Константин - основатель бренда, который завоевал доверие большого количества музыкантов как в России, так и за рубежом. Также Константин выступает на шумовых фестивалях и небольших гудельных собраниях под одноименным проектом SynthCone (noise, drone, darck ambient).
- Когда ты впервые начал что-то собирать из деталей?

- Помню, что во времена моего детства на помойках в огромных количествах оказывались старые телевизоры, проигрыватели, видеомагнитофоны. Я таскал всё это домой и разбирал, выпаивал детали, сортировал, пытался что-то собирать. Лет тогда мне было около десяти, и я помню, что пайка была безуспешная. Потом я пошел в радиокружок во Дворце пионеров, там занимался около года. Мы собирали всяких поющих канареек, блоки питания и детекторы проводки. После школы я отучился на радиомеханика в Профессиональном лицее, но потом надолго забросил это дело - был в творческом поиске, так сказать.
Константин SynthCone
фото М.Никитин
фото М.Никитин
- Какие синтезаторы тебе нравятся сейчас?

- Сейчас я отдаю предпочтение аналоговому синтезу, хотя у меня есть и цифровые синтезаторы. Например, Woodblock – модель цифрового синтезатора с cv входом на vco. Woodblock очень выделяется в общем миксе из аналоговых «синтов», имеет кристаллически-металлическое lo-Fi (от low fidelity — низкое качество, целое направление в музыке, для которого характерно низкое качество звучания, при котором элементы, обычно рассматриваемые как недостатки в контексте записи или исполнения, присутствуют как преднамеренный выбор, - прим редактора) звучание.
Также меня очень вдохновляют модульные синтезаторы, хотя в этот мир я пока глубоко не погружаюсь (таки своих «модуляров» ещё нет), но модульность в моих моделях присутствует, и её всё больше и больше. Возможность коммутировать синтезаторы между собой, создавать безумные полиритмичные рандомные секвенции, которые могут меняться до бесконечности, - всё это, конечно, будоражит и открывает большое поле для экспериментов.
- Например, каких?

- Например, есть драм-модуль (драм-машина), электронный музыкальный инструмент для создания и редактирования повторяющихся музыкальных ударных фрагментов, OmniPOP. Это очень простой, но в тоже время вариативный девайс. Он элементарен в освоении и дает простор для экспериментов, так как все его параметры можно модулировать по CV.

- Почему ты выбираешь аналоговое звучание в цифровую эпоху?

- Аналог мне кажется более живым, нестабильным и часто непредсказуемым. Хотя новые модели, такие как TREEETON и «Антифон», уже ведут себя более стабильно, но не менее интересно. Я очень люблю делать неожиданные cv-входы: просто тыкать выходом lfo или огибающей в разные куски платы и смотреть, где и как изменяется звук. Порой очень неожиданные получаются результаты. Я называю такой способ методом интуитивного синтостроения, хотя для этого явления есть уже термин: Circuit bending – искусство создавать ломая!
фото: М. Никитин
- Расскажи про свои модели синтезаторов.

- Сейчас у меня 13 различных моделей синтезаторов и сопутствующего оборудования. А первым был синтезатор Pelengator. Схемы я нашел в интернете на всем известном сайте MFOS. Это был психоделический музыкальный опыт для меня. Как путешествие на космическом корабле. Этот синтезатор я и по сей день использую в своих сэтах. Со временем он изменялся и дополнялся.
Из последних моих моделей TREEETON - аналоговый полумодульный синтезатор. Мне все больше и больше нравиться идея полумодульности, где одни синтезаторы могут взаимодействовать с другими. Также меняется дизайн. Теперь корпуса изготавливаются из цельного дерева (я использую ясень), передняя панель алюминиевая, деревянные ручки ручной работы. Планирую в таких корпусах выпускать все новые модели.
фото: М. Никитин
- Шум сейчас в топе?

- - Шум всегда был и остаётся самым непопулярным направлением в музыке. Шум всегда будет в андеграунде. Хотя сейчас наблюдается волна нарастания интереса к данному жанру. Шум в городах - это зачастую разрозненный, неструктурированный звук. Хотя при определённой натренированности слуха и в благоприятные моменты можно услышать в нём музыку. Шумы из колонок на концерте это совсем другое. Это управляемый поток, который создаёт музыкант там есть структура, идея и какая то история.

«Нойз» в переводе означает «шум». Не просто шум болгарки на заводе (хотя бывал на концертах, где болгарка выступала как инструмент), а более упорядоченный поток различных шумов, плавно перетекающих из одного в другой. Шум бывает разный: дикий экспрессивный типа Japanoise, и медленный, почти не меняющийся, гул на протяжении нескольких часов, - «дрон». Шум и гул – это разные направления, но они часто пересекаются.

- Как можно научиться играть нойз? Как это произошло у тебя?

Сложно сказать, тут у каждого свой подход, хоть и методы порой одинаковые. Для начала нужно научиться его слушать. Я познакомился с нойз в ноябре 2016-го на джем-сессии в Санкт-Петербурге. Мы джемили со знакомым и вдруг получилось что-то шумовое, не ритмичное. Это самоощущение во время игры, простор, свобода, как будто плывёшь по течению, само состояние потока, который уносит тебя прочь, меня очень зацепило. Я решил сделать себе шумовой синтезатор, чтобы играть такую музыку. Так всё и началось - с желания собрать что-то для самого себя для небольших джемов. И по сей день я не могу остановиться, да и не имею такого желания. SynthCone стало частью моей жизни.
фото М.Никитин
фото М.Никитин
- Сейчас ты продолжаешь играть шум. Почему?

- Для меня это - медитация, музыка, под которую не надо двигаться, можно просто лежать и исследовать ее. Полное погружение. С 2018 года я являюсь участником Гудельной поляны на фестивале SolarSysto (старый и огромный фестиваль электронной музыки под Питером - прим. автора). Это четыре дня непрекращающегося гула, который вводит в очень необычные состояния. Когда глохнут колонки, на время становиться некомфортно, этот гул обволакивает, защищает...

Впервые я попал на Гудельную поляну на фестивале Solar Systo в 2018 году. Там встретил единомышленников и нашел друзей. Потом я перебрался в Санкт-Петербург, там мы часто играли в ГЭЗе (Музей экспериментального звука. Старое культовое место на Пушкинской 10, - прим. авт.), в разных клубах и опен-эйрах: Solar Systo, «Круги на воде», «Мухоморная станция», «Совет валежника». Потом мне захотелось спокойствия, и я вернулся в Петрозаводск.
фото: М. Никитин
- Кто играет на твоих синтезаторах?

- Сегодня синезаторы SynthCone можно встретить у многих музыкантов разных жанров. Например, у карельских «Ярга саунд систем» или у Lunar Abyss Deus Organum, Svetlo 111, Мира древо, GIPNOZER, Defektoscope for the Cult и других.

На своих концертах я использую, в основном, свои же инструменты. В последнее время чаще стал использовать кассетные «лупы» (loop – повтор одного и того же отрывка, записанного на магнитную кассетную пленку, - прим. авт.). На кассетах использую звуки двигателя, ударов молота, иногда замедленную или ускоренную речь, также советские песни задом наперёд. Редко использую ревербератор Astronaut V, если нужен саунд (звук – прим редактора) помягче. Обычно мне нравиться играть rhythm noise - там ревер не использую, только синты и кассеты.


События
Made on
Tilda