«Выбросить нельзя, оставить»
Размышления об «устойчивой моде» по итогам первой карельской fashion-недели «Стиль решает»
текст: Аркадий Аверкиев
Ожидаемый в нулевые конец света слегка подстегнул человека в желании пробовать новое. Жизнь не на шутку ускорилась. Зловещие корпорации это понимали: они увеличили предложение, сделав его более выгодным, чтобы мы не расстроились и успели купить себе всю одежду на свете. Теперь шкаф битком, но выйти на улицу все равно не в чем. Примерно так и возникла быстрая мода (англ. fast fashion).
Конечно, есть и другой путь. О связи искусства и разумного потребления как раз говорили в рамках проекта «Стиль решает». Его организатор Юлия Тельпина сделала ставку на устойчивую моду (англ. sustainable fashion), призывая ответственно относиться к тому, что мы уже имеем. Именно поэтому на показах и выставках зрители увидели столько старых вещей, которые прошли творческую переработку — такой подход называется апсайклинг (англ. upcycling).
Неделя в двух словах

Первая неделя моды «Стиль решает» проходила в Петрозаводске с 6 по 12 ноября. Ключевой ее частью стал показ-перфоманс, где представители творческих индустрий продемонстрировали более 100 образов с отсылками к культуре массового потребления и способам защиты от информационного и визуального шума.

Помимо двухдневного показа проходила выставка «Стиль вне времени», основная цель которой — переосмысление одежды как искусства. Были лекции, посвященные экологичному образу жизни, влиянию человека на окружающую среду и роли моды в этом процессе. Зрителями мероприятий модной недели стали более 5 тысяч человек, среди них и те, кто смотрел показы через интернет.
Выбирай медленно, носи долго

Мария Черепанова пошла в магазин за платьем. Не найдя подходящего варианта, она решила сделать его сама. В какой-то момент платьев собственного производства стало так много, что она создала свой бренд одежды, известный сегодня под названием «Чечевица».

Бренд Марии держится на трех китах — это индивидуальность, женственность и экологичность. При работе она использует советские ткани. Принципиальна дизайнер даже в мелочах. Например, она отдает предпочтение деревянным и металлическим, а не пластиковым пуговицам, а также старается не избавляться от оставшихся кусочков тканей, используя их в других нарядах.

«Конечно, по опыту скажу, что абсолютно 100-процентное экологичное производство сделать невозможно, но я стараюсь, насколько могу», — объясняет Мария. Она признается, что лишь недавно узнала про существование такого понятия, как «устойчивая мода», но это не мешало ей следовать схожим принципам.
Конечно, это не единственный апсайкл-бренд в Карелии, чему нельзя не радоваться. Например, в такой же технике работает соседка Марии по творческому цеху Маарит Рожина. На показе-перформансе она представила юбки, сшитые из старых джинсов, пиджаки с принтами, футболки и топ с петроглифами.

«Вся одежда сшита и переделана, как символ возрождения из старого в новое. Это не просто слова или мейнстрим — это путь, который я нарисовала себе и иду по нему вместе с вами», — сказано в ее группе Jeneverba upcycle в соцсети «ВКонтакте».

Еще одна их коллега — дизайнер Ксения Выходцева — представила на показе свою творческую переработку армейского белья «Белуха».
Арт-объект или одежда?

Стоит ли говорить об экологии, представляя костюмы из смятых пластиковых бутылок? При ответе на этот вопрос важно учитывать несколько моментов. Во-первых, вряд ли такой наряд кто-то будет носить на повседневной основе, а скорее всего его и вовсе отправят на свалку после первой демонстрации. Соответствует ли это устойчивой моде? Скорее нет, чем да.

Куратор апсайкл-лаборатории second friend Марижан Калтахчян в рамках недели моды постаралась рассказать о том, что переработанная одежда может быть практичной. По ее словам, если каждая вещь в апсайклинге станет арт-объектом, то потеряться может и сам смысл такого подхода.
Марижан напомнила, что каждая мама раньше могла без проблем перешить старую одежду, создав нечто новое, что вполне соответствует духу апсайкла. «Мы не использовали дополнительное сырье: из того что было мы сделали что-то другое — это тоже круто, тоже считается [апсайклом]», — объясняет она.

Ну и конечно, немаловажно говорить о том, что одежда от апсайкл-бренда будет стоить дороже, потому что мы платим за работу дизайнера (в каждом случае будет индивидуальный результат), и качество. Такова цена устойчивой моды. «Просто наляпать заплатки друг на друга — это грустно и бессмысленно, если мы говорим про апсайклинг», — считает куратор проекта.

В заключении стоит добавить, что устойчивая мода — это тоже тренд.
Что дальше?

Руководитель проекта «Стиль решает» Юлия Тельпина добавила, что недели моды в Карелии будут проходить раз в полгода. Следующую планируют провести уже в апреле.


Еще почитать
Made on
Tilda