Люблю, когда воспитывают
Отзыв на спектакль «Семь сов» по сценарию Владимира Геллера, Национальный театр Карелии
текст: Екатерина Юникова
«Арка» продолжает публиковать понравившиеся членам редакции отзывы студентов Петрозаводского университета. Екатерина Юникова - студентка 3 курса Института филологии (специальность: русский язык и литература) ПетрГУ. Екатерина очень любит театр и бережно относится ко всем, кто создает для зрителей на сцене иллюзию другой жизни.
С чем у вас ассоциируется сова? Скорее всего, с мудростью, знанием. В английском языке есть идиома, которая переводится на русский язык так: «мудрый, как сова». Получается, с совой связаны только позитивные коннотации. Между тем, несмотря на то, что хищная птица довольно часто встречается в Священном Писании, по закону Моисееву она считается нечистой. Будет ли большим грехом убить сову?

Владимир Геллер написал сценарий для мультипликационного фильма под названием «Семь сов». А режиссер Юлия Беляева поставила по этому сценарию спектакль, определив жанр: притча. Предупрежу, что, несмотря на название, детям смотреть эту постановку не рекомендуется. Как бы нам не хотелось счастливого финала - его нет, зато есть трагедия. Пусть дети дольше верят в справедливость, человеческую доброту и чудо спасения.
спектакль «Семь сов». Мама Сова - Людмила Исакова. Папа Сов - Алексей Белов. Совенок Бусинка - Ирэна Жемгулите. Совенок Малыш - Степан Белов. фото: М. Никитин
Действие происходит на мельнице, где живут две семьи: пара Гюнтер и Альма и семь сов. Между ними происходит конфликт, в ходе которого, несмотря на столетнее соглашение, птиц выселяют. Кто и что тому причина? Что за этим следует? Искать ответы нужно самостоятельно, придя на спектакль.

«Семь сов» разыгрывают на Малой сцене Национального театра. Камерная площадка позволяет прочувствовать интимность и эмоциональность происходящего. По замыслу постановщиков зрительские кресла здесь расположены иначе, чем всегда. Такая рассадка позволяет зрителям каждый раз смотреть на происходящее с разных сторон (уже хочется скорее посмотреть спектакль заново под другим углом).

Работа художника вызывает много ассоциаций. На сцене - объемные функциональные декорации. Основной материал – дерево – создает ощущение естественности происходящего. Важным элементом сценографии становится мостик-трап. Когда трап был опущен вниз, от чердака к дому, совы жили в согласии с людьми размеренной, счастливой жизнью, старались угодить хозяину. Когда они уехали, трап выровнялся, и дорожка оборвалась. После того, как совы по этому трапу уходят в неизвестность, мельник Гюнтер становится хозяином чердака. В конце спектакля трап уже был направлен высоко-высоко вверх. Теперь Гюнтер бежит за совами, но они там, далеко от него, он скатывается вниз, и это приводит его в ярость.

спектакль «Семь сов». Гюнтер - Глеб Германов. Альма - Анастасия Айтман. фото: М. Никитин
Композитор Николай Бабич написал специально к спектаклю песни, одна из которых («Совы – не то, чем кажутся») становится лейтмотивом постановки и надолго запоминается зрителям. Веселая музыка сопровождает подлое дело.

Хочется рассказать об актерах, которые заняты в спектакле «Семь сов».

В роли Конферансье выступает Ксения Коган. Её первый выход сопровождается досадой на то, что она снова проспала начала спектакля. Вообще роль Конферансье является связующим звеном между зрителями и миром театра. Помимо вопросов для размышлений, подбрасываемым периодически зрителям, Конферансье виртуозно играет на фортепиано, представляет место действия, в какие-то моменты становится участником событий и даже создавал интерактив для зрителей. Так, в середине спектакля он предложил любому зрителю выйти на площадку и сфотографироваться с героем постановки - Летчиком.

Роль Папы Сова исполнил актер Алексей Белов. Самый добрый отец. Никого не оставит равнодушным картина семейной идиллии: Мама Сова пытается подбодрить своего мужа, который расстроен тем, что с годами потерял хватку. Все эти вздохи заставляют улыбнуться зрителя, посочувствовать ему. Во время исполнения песни про дом у дороги, которая звучит при отъезде из дома, у актера на глазах были слезы. Они были такими искренними, что я не смогла сдержать своих.

Папа Сов - Алексей Белов. фото: М. Никитин
В роли Мамы Совы выступает актриса Людмила Исакова. Она – сама нежность. Когда Мама Сова говорит или поет, кажется, что она убаюкивает тебя. Очевидно, что она – главная опора для всей семьи: она может успокоить мужа, незаметно добавив сахара в его чай или поставив его любимую, важную для них обоих пластинку. Такое отношение у нее ко всем членам семьи. Она дарит любовь детям, уделяет внимание бабушке. И даже в самой стрессовой ситуации продолжает говорить спокойным голосом, который остается последней надеждой на мирное существование.
Мама Сова - Людмила Исакова. фото: М. Никитин
Детей-совят играют Ирэна Жемгулите и Степан Белов. Дети органично вписались в эту постановочную семью. Их глазки, когда они смотрели на зрителей, было словно глаза совят, за которыми наблюдают какие-то незнакомые люди.

В ролях Бабушки Совы и Летчика выступил актер Эмиль Сагдиев. Он так сыграл эти две роли, что зритель не сразу догадался, что перед ним один и тот же артист. Только что он еле ходил, облокачиваясь на трость, плохо слышал и пребывал на своей волне (Бабушка Сова). А через пару минут он уже становится птицей свободного полета и уносит в небо Альму, не смущаясь ее замужним положением.
Летчик - Эмиль Сагдиев. фото: М. Никитин
Альму играет Анастасия Айтман. Новый образ актрисы поражает зрителя: раскрепощенная, властная, привлекательная, импозантная. Будет ли соответствовать моральный облик тому, что вы себе вообразите в первые минуты? Риторический вопрос. У нее тоже своя драма.
В роли Гюнтера – актер Глеб Германов. Он любит Альму и все его поступки продиктованы этим чувством. В финале Гюнтер издает страшный крик. В этот момент ты сочувствуешь герою, понимающему, что все произошедшее уже никогда не исправить.   

В роли Весельчака – актер Владимир Сотников. Герой еще ничего не сказал, а вы уже на подсознательном уровне почувствовали, что добра от него ждать не стоит. Клетка с мертвой лисой внутри, пальто, обвешанное мышеловками, вечные «шутки», увиливание от ответов. Один взгляд Весельчака рождает предчувствие, что вот-вот должно случится ужасающее.
Весельчак - Владимир Сотников. фото: М. Никитин
Спектакль «Семь сов» стал для меня глотком свежего воздуха. Поразил язык спектакля – живой, иногда хулиганский, - современный. Уже после окончания спектакля не перестаешь думать о нем, искать какие-то ответы на вопросы. Во время действия тебе никто не приносит их наготово на «блюдечке с голубой каемочкой». Первое время после просмотра ты гадаешь, как должны были поступить герои, чтобы было правильно? «Конечно, - подумала моралистка, - Гюнтер поступил неправильно, но Альма тоже хороша!» Неужели, когда сильно любишь человека, у тебя пелена застилает глаза, и ты не можешь думать разумно? Нет, любовь не оправдывает героя, но помогает понять, что его внутренний мир немного отличается от внешних проявлений. (Может быть, просто мне стоит снять розовые очки?)
Гюнтер - Глеб Германов. Альма - Анастасия Айтман. фото: М. Никитин
В финале добавлю, что пойду смотреть спектакль снова. Такое же сильное впечатление на меня произвел спектакль Национального театра «Академия смеха». Тот же выплеск эмоций, после которого испытываешь физический стресс от происходящего на сцене. Я очень люблю такие спектакли, во время которых зритель не просто наблюдает за происходящим, но воспитывает себя.


Еще почитать
Made on
Tilda