Татьяна Салтыкова (ТС):
- Мы находимся в бывшем лакокрасочном цехе фабрики, единственном, который сохранился и остался доступным. Мы работаем с индустриальным наследием. Это давний тренд – в лофтовых пространствах часто возникают культурные центры. Изучая опыт, мы видим, что обычно организаторам тяжело работать с историей места и завязываться на его наследии. Легче всего взять коробку, сделать там уютную кафешку, менять выставки. Здесь у нас главная цель – поработать с индустриальным наследием, раскопать истории, сохранить связь с людьми. Фабрика закрылась только в конце 1990-х. Еще живы работницы Слюдянки, которые могут оставить свои воспоминания о месте.
НК: Мы тщательно собираем материал по нашей теме. Изучали архив фабрики в Национальном архиве Карелии. Люди стали приходить к нам и приносить фотографии и свои архивы. Весь ворох собрать в концепцию и выдать зрителю трудно. Речь идет не о витринах, которых здесь не будет, а о современных инсталляциях. У нас уже готов дизайн-проект.
Благодаря гранту Росмолодежи у нас здесь прошло много встреч и мастер-классов. Мы провели День открытых дверей Слюдариума, выставку «Слюдянка: перезагрузка», показали документальный фильм о деятельности фабрики, Наталья Колесникова прочитала лекцию о возможности включения территории Слюдянки в разные туристические маршруты и молодежные программы. Мы ориентируемся на молодежь.
Показывать людям архивные фотографии фабрики не стали. Решили показать всю цепочку. Финальная точка в моей экскурсии: я достаю пудреницу и говорю: «Каждый день мы наносим на себя немного слюды. Она есть в хайлайтерах, шиммерах всяких, в другой косметике. Слюда возникла полтора миллиарда лет назад. И эта история - на нашем лице.