Вместо вступления
Театральная постановка – живой организм, и это отражено в языке: мы говорим, что у спектакля «крепкий костяк», что он рождается (как правило, в муках), «растёт» и «обрастает мясом» (sic!), со временем очищается от лишнего, как человек от шлаков, «стареет» – морально и физически, и, наконец. «умирает». Или НЕ умирает, а продолжает передвигаться по сцене, как зомби.
Как всякий организм, спектакль имеет память: он накапливает, тщательно отбирает, сохраняет и каждый раз по-новому воспроизводит эмоции, знания, умения, опыт.
Память – одна из самых важных и интересных театральных категорий. Театр в целом – многовековой и безразмерный аккумулятор мыслей, чувств, суждений, состояний, категорий, положений и так далее. Словно пробивающийся сквозь камни росток, театр прорастает в любых условиях: в тюрьмах, в лагерях, в чужой языковой среде. И если люди окончательно забудут, кто они, театр им эту память сохранит.