Взрослые мужчины могут не торопиться

Николай Рубанов, знаменитый джазовый музыкант, саксофонист группы «АукцЫон», провел в Петрозаводске мастер-классы по технике музыкальной импровизации SoundPainting. Накануне вместе с карельскими музыкантами он озвучил немой фильм Якова Протазанова «Аэлита».

Текст: Мария Шамраева, фото: М. Никитин
Встречи проходили в Творческом пространстве «Края» на Ригачина. Организатор события Александр Козин, пригласив Никола Рубанова, в очередной раз предложил жителям Петрозаводска раздвинуть свои представления о культуре и искусстве. 15 марта в «Краях» показали фильм «Аэлита», события в котором проходили под импровизацию карельских музыкантов Ольги Гайдамак, Александра Мишкина, Виталия Новицкого, Владислава Демина, Александра Леонова и Николая Рубанова. 16 и 17 марта в «Краях» проходила лаборатория по музыкальной импровизации SoundPainting.

SoundPainting — это жестовая знаковая система для импровизационной композиции, разработанная в 1974 году нью-йоркским композитором Уолтером Томпсоном для использования музыкантами, танцовщиками, актёрами, поэтами и художниками. Каждый жест указывает на вид действия, которое должны произвести исполнители.

После мастер-класса Николая Рубанова проходил коллективный джем для всех, кто пожелал принять в нем участие. Фотограф «Арки» Михаил Никитин снял процесс, а заодно пообщался с Николаем Рубановым об импровизации и истории группы «АукцЫон».
саксофонист Николай Рубанов, фото: М.Никитин
- Как можно научить импровизации?

-Вопрос предполагает длинный, скучный, академический ответ. В учебных заведениях преподают набор методов, с помощью которых очень эффективно можно имитировать процесс импровизации. Никого, по большей части, не интересует свободная импровизация. «Импровизация» стала удобным термином, чтобы в нужный момент объяснить слушателю, что он не понимает и никогда не поймет истинную природу творчества. Музыкантам это дано, а ваше дело слушать. Это немножко агрессивный, негативный, подход.

Каждый ребенок - творец. Ему нравится колошматить, орать, грохотать. Потом происходит мучительный образовательный период, когда его научают, что все это делать нельзя. Собственно, импровизация - это попытка обращения к тому ребенку, который остался в человеке. Если он остался – это очень личное, - то это попытка его разбудить. Этому нельзя обучить, нужно позволить себе выйти из жесткого футляра, в который человек себя очень часто загоняет. Это не столь музыкальная, но больше психологическая практика, связанная с умением музыкально реагировать на ситуацию.
Николай Рубанов, "В", (exlibris)
- Повлияло ли яркое выступление «АукцЫона» на «Музыкальном ринге» в 1989 года на популярность группы? Оно было очень крутым даже по нынешним временам.

- Это было круто, потому что тогда считалось, что телевизор – это источник информации, что люди все узнают оттуда и так далее. Не знаю. Особой разницы я не почувствовал. Нет, мы не проснулись знаменитыми, но это был прекрасный опыт, который развеял иллюзии. Это было начало шоу-бизнеса, становление его, и это другая история, не наша. «Аукцыон» сейчас не пускают на телеэкран, потому что группа не проходит фильтр формата. А тогда показали. Это было отдельное веселое время. Можно вспомнить, что вытворял Сергей Курехин, например. Мы повеселились, и на этом история закончилась.

В то время работники телевидения не боялись прямого эфира. Это был очень лихой период, когда много случилось событий, которые сейчас невозможны. А тогда система еще не начала рушиться, но многие запреты истлели сами по себе.
Участник мастер класса, фото: М.Никитин
- История с гастролями «АукцЫона» в Петрозаводск кажется вам нереальной?

- Уж больно громоздкий коллектив - 12 человек. Обычно организаторы ломаются на этом. И потом коллектив остается весьма странным для большого количества слушателей. Чем дальше от Москвы и Питера, тем меньше народу приходит слушать нашу музыку.
Участник мастер класса, фото: М.Никитин
- Когда выйдет новый альбом?

- Вопрос трудный. Работы ведутся. «АукцЫону» удавалось выпускать альбомы, которые не повторяют сами себя. И с каждым альбомом задача делать это становится все труднее. У нас нет плановой задачи выпускать что-то к какому-то сроку. Коллектив, в который входят взрослые мужчины, не обязан торопиться, правда?


События
Made on
Tilda