- Как можно научить импровизации?
-Вопрос предполагает длинный, скучный, академический ответ. В учебных заведениях преподают набор методов, с помощью которых очень эффективно можно имитировать процесс импровизации. Никого, по большей части, не интересует свободная импровизация. «Импровизация» стала удобным термином, чтобы в нужный момент объяснить слушателю, что он не понимает и никогда не поймет истинную природу творчества. Музыкантам это дано, а ваше дело слушать. Это немножко агрессивный, негативный, подход.
Каждый ребенок - творец. Ему нравится колошматить, орать, грохотать. Потом происходит мучительный образовательный период, когда его научают, что все это делать нельзя. Собственно, импровизация - это попытка обращения к тому ребенку, который остался в человеке. Если он остался – это очень личное, - то это попытка его разбудить. Этому нельзя обучить, нужно позволить себе выйти из жесткого футляра, в который человек себя очень часто загоняет. Это не столь музыкальная, но больше психологическая практика, связанная с умением музыкально реагировать на ситуацию.