Ртуть и бобровая струя: Чем лечились в старину?
Оказывается, в самой старинной книге о медицине, хранящейся в Национальной библиотеке Карелии, описываются способы излечения от «любострастных» болезней (спойлер: ничего не помогало!). А в другом издании несчастному, проглотившему иголку, предлагалось выпить йаду (зачеркнуто) уксус! Библиограф Елена Вознесенская продолжает рассказывать про самые крутые старинные книги, которые можно своими глазами увидеть в Секторе редких книг НБ РК.
Ртуть и бобровая струя: Чем лечились в старину?
Оказывается, в самой старинной книге о медицине, хранящейся в Национальной библиотеке Карелии, описываются способы излечения от «любострастных» болезней (спойлер: ничего не помогало!). А в другом издании несчастному, проглотившему иголку, предлагалось выпить йаду (зачеркнуто) уксус! Библиограф Елена Вознесенская продолжает рассказывать про самые крутые старинные книги, которые можно своими глазами увидеть в Секторе редких книг НБ РК.
текст: Елена Вознесенская, фото М.Никитин
Когда-то, еще в студенчестве, я вместе с другими, как бы теперь сказали, волонтерами разбирала развалины старого дома на улице Федосовой и среди битого кирпича и обломков дерева нашла чудом сохранившиеся два аптечных пузырька. Маленькие бутылочки, одна из темного стекла, а другая из прозрачно-зеленого, – вот и всё, что осталось от находившейся в этом доме больницы. Пузырьки оказались никому не нужны, и мне позволили взять их себе. Недавно я снова об этом вспомнила и подумала, как же все-таки сильно изменилась медицина со времен XIX века! Остался в прошлом и похожий на Айболита семейный доктор, который лечил еще папеньку или маменьку, а теперь приходит к детям, и аптекарь, который приготовит микстуру по выписанному врачом рецепту. Да и сами аптеки, витрины которых были украшены стеклянными шарами синих, красных, зеленых цветов (старинная традиция использовать такие шары как вывеску аптеки уходит аж в XVII век), где эти микстуры готовили и где находилась квартира аптекаря, тоже канули в вечность, как и множество медицинских инструментов и большинство лекарственных препаратов. Простую деревянную трубку для прослушивания сменил стетоскоп, никому уже не пропишут касторку, карлсбадскую соль или капли датского короля (вы думаете, что они существуют только в песне Камбуровой на стихи Булата Окуджавы? я тоже раньше так думала). И даже сами болезни, которые, конечно, никуда не делись, зачастую изменили свои названия и теперь не откликаются на вульгарные имена «золотуха», «грудная жаба», «антонов огонь» или «чахотка».
Пузырек с "Каплями датского короля" включал нашатырно-анисовые капли, лакричный экстракт и укропную воду
К счастью, книги, в которых описываются болезни, способы их диагностики и лечения, никуда не делись, и в Секторе редких книг Национальной библиотеки Карелии можно найти множество изданий по медицине (не только книг, но даже журналов и газет), которые позволяют понять, как же справлялись с телесными недугами наши соотечественники в XIX и в самом начале XX веков.
Самая старая из наших книг относится к 1800 году и называется «Врачебныя наставления о болезнях, найболее изнуряющих здравие человека и заражающих все телесныя части онаго». Сочинение австрийского ученого-медика Йозефа Якоба фон Пленка уже в 1790 году перевел с латинского языка его русский коллега Нестор Амбодик-Максимович, а в 1800 году вышло второе издание книги. Быстрый перевод объясняется актуальностью темы: в первом издании книга прямо называлась «Врачебныя наставления о любострастных болезнях…», так как была посвящена исключительно венерическим заболеваниям. Не будем вдаваться в подробности, заметим только, что несчастных больных рубежа XVIII-XIX веков можно лишь пожалеть, так как непременной составляющей большинства лекарств от «любострастных болезней» считалась ртуть и ее производные. Впрочем, сам автор признается, что лечение не всегда успешно, и в конце первой части делает глубокомысленный вывод: «Следственно воздержание от любострастнаго блага есть единое и надежнейшее предохранительное средство от любострастнаго зла», то есть береженого Бог бережет, не грешите всякими вредными излишествами и не заразитесь.
Интересно, что наш экземпляр книги ранее находился в Фундаментальной библиотеке Санкт-Петербургской духовной семинарии, где учились молодые люди, готовившие себя к священнической, богословской или монашеской деятельности. Что же делать, монахи тоже люди и не менее мирян подвержены как искушениям, так и наказаниям за них. Не зря на небольшой книжечке «Истинный друг человечества, или Руководство к совершенному излечению венерической болезни» Огюста Сент-Илера (Москва, 1849), некогда принадлежащей Филиппо-Ирапской Красноборской пустыни (этот мужской монастырь раньше находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, а ныне на территории Вологодской области), неизвестный читатель сделал полную горечи надпись. Под названием книги – «Истинный друг человечества» – он подписал: «Да только балясник [то есть «болтун», «обманщик»], а не помощник», потом подчеркнул слова «к совершенному излечению» и сделал к ним такую приписку (это на казенной-то собственности!): «А между тем во всей книге не показано ни одного средства, ни в одном случае, как излечить оный. А только сказано в самом конце книги, что должно требовать советов врача. Да это и без этой книги известно. Итак за что берут деньги? За фальшивую надпись или имя книги».
Возмущение неизвестного монаха понятно, потому что уже в XIX веке больные вовсю занимались самолечением. Кому-то врач и лекарства были не по карману, кто-то стеснялся своих недугов, кормильцам нужно было быстренько полечиться, не теряя при этом работоспособности (и тут мы, положим, недалеко ушли от наших предков). Существовали специальные руководства для «интересующихся». Так, в нашем фонде есть «Краткая фармакогнозия» (С.-Петербург, 1881), которую автор Юлий Трапп подарил на память архитектору Николаю Горностаеву. Горностаев был в 1883-1892 годах архитектором Зимнего дворца, перестраивавшим и делавшим его более удобным для Александра III и его семьи, и, казалось бы, зачем ему справочник лекарственных средств? Однако он заказывает красивый переплет для этого краткого руководства «для начинающих и вообще всех тех лиц, которые желают вкратце изучить главнейшие простые средства, употребляемые в медицине…» (так сказано в предисловии).
Все простые средства в справочнике разделены на две части – «фармакогнозия растительного царства» и «фармакогнозия животного царства». Схема каждого описания такова: название, например, растения (на латыни, русском и других языках), места его распространения, подробное описание употребляемых в фармакологии частей (без иллюстраций), действующее вещество (на русском или латыни), употребление (внутреннее или наружное). Рецептов, как приготовить лекарство, в книге нет, потому что, как мы помним, она предназначалась лишь для интересующихся фармакогнозией дилетантов, а декокты, экстракты и тинктуры, в состав которых входил препарат, предстояло готовить профессиональным аптекарям.
Наибольшее любопытство вызывает второй раздел, посвященный используемым в медицине животным. Вряд ли кто-нибудь из нас навскидку вспомнит более двух – медоносной пчелы и медицинской пиявки. Ну, еще рыбий жир и белок альбумин, получаемый из куриного яйца. Однако в список животных, которых в XIX веке истребляли в том числе и для нужд медицины, попали бобры, потому что из подхвостных желез и сибирского, и канадского бобра получали так называемую «бобровую струю» – препарат, широко применявшийся при истерии, для успокоения судорог и невралгических расстройств и даже шире – в качестве общевозбуждающего, придающего сил средства. Помните один из «Военных афоризмов» Козьмы Пруткова: «Даже с трудом на ногах стою – Принести мне бобровую струю»? К счастью, уже к началу XX века бобровая струя вышла из моды, как отмечает «Энциклопедия практической медицины» 1908 года, а то не миновать бы нам сокращения популяции этих милых животных. Кстати, бобровая струя на латыни называлась «castoreum» (кастореум), однако не нужно ее путать с касторкой – лекарством на основе касторового масла, получаемого из растения клещевина.
Некоторые растительные и животные препараты нужно было принимать с большой осмотрительностью. Хорошим примером здесь нам послужит шпанская мушка. Жучков из семейства нарывников ловили, сушили и широко использовали в порошках, мазях и пластырях, так как содержащееся в насекомых вещество кантаридин обладало способностью очень сильно, до волдырей раздражать животные ткани. Такое замечательное свойство не осталось без внимания людей, и с древнейших времен пластырь из шпанской мушки (так называемый «нарывной пластырь») был одним из самых известных афродизиаков. Еще Ливия, жена римского императора Октавиана Августа, подсыпала толченых жуков в пищу своим гостям, чтобы побудить их к нескромным действиям, а потом этим шантажировать. Позднее приворотные зелья, изготовленные на основе шпанской мушки, погубили много народа, пока любители наслаждений не поняли, что игра не стоит свеч, и не перестали употреблять их внутрь. Однако наружно шпанских мушек продолжали широко использовать как отвлекающее средство при самых разных воспалениях – легких, перикарда, мозговых оболочек, а также при ревматизме, невралгиях, зубной боли. В конце XIX века кантаридин даже пробовали использовать в составе лекарства от бугорчатки (то есть туберкулеза), особенно гортани и кожи.
Но это слишком уж сильные средства, а между тем на полке каждой заботящейся о своих домочадцах матери семейства имелась книжечка с рецептами на каждый день. У нас тоже есть издание «Домашние лечебник и аптечка» (С.-Петербург, 1899), где в алфавитном порядке перечислены болезни, несчастные случаи и средства против них с педантичным указанием на цены, по которым в аптеке можно купить тот или иной препарат, а также всевозможные гигиенические процедуры и даже косметические рецепты. Чего здесь только нет! Ванны бульонные, солодовые, железные и серные, рецепты кольд-крема для смягчения кожи лица и рук и мази для заживления «рябин» после перенесенной оспы, мигрень-карандаша и «мухоморной мази» от ревматизма, изготовление всевозможных целебных чаев, настоек и пластырей (кстати, и из той же шпанской мушки, ибо, как сказано в книге, «это очень сильное отвлекающее средство; его применяют при колотьях в груди к болящему месту, при воспалении печени к печеночной области, при ревматизме суставов к пораженным суставам, при астме в груди и т.д.»). Есть даже некий «уксус четырех разбойников», применяемый против эпидемии (правда, не сказано, против какой именно).
Некоторые народные средства вызывают беспокойство за людей, их применявших. Не говорю уж о средствах против глистов у детей, но даже касторку автор советует принимать по-гусарски в черном пиве, налив его так, чтобы «было более пены» («решительно не остается во рту никакого вкуса»), либо в черном кофе. Бедный Буратино! А рецепт от «проглочения булавки или иголки» вообще заставляет усомниться в компетентности составителя «Лечебника»: проглотившему острый железный предмет предписывается «немедленно выпить столовую рюмку крепкого уксуса», так как уксус «действует весьма сильно на металл» и «притупит острие проглоченной вещи». О том же, что он весьма сильно действует и на пищевод, автор как-то забывает. Надеюсь, что монахи Валаамского монастыря, где до 1945 г. хранилась эта книга, пользовались ее советами в разумных дозах.
По такому же алфавитному принципу составлен и двухтомник «Новое естественное лечение» немецкого натуропата Фридриха Эдуарда Бильца (Рига, 1909). Натуропатия, относившаяся к альтернативным медицинским практикам, была популярна в Европе, а книга Бильца, опубликованная впервые в 1888 году, подстегнула интерес к ней. В начале XX века она была переведена и на русский язык. Не прошло и десяти лет, как Бильц открыл в саксонском городке Радебёйле «природную лечебницу», которая к выходу нашего издания превратилась в «первоклассную санаторию».
К первому тому приложена картинка с живописным видом на расположенную на склоне лесистого холма «санаторию». Последовательно проводящий в жизнь принципы натуропатии хозяин сделал ставку не столько на лечение, сколько на общеоздоровительные процедуры и посильные спортивные нагрузки, поэтому было выстроено несколько кургаузов (общих залов для отдыха и развлечений), огромная столовая, купальня для дам, «заведение для запаковки и массажа мущин», гимнастический зал и большой открытый бассейн. Широко применялись различные ванны (в том числе воздушные и солнечные), обертывания, обливания, массаж, лечение электричеством и лечебная гимнастика.
Огромное значение придавалось диете и воздержанию от алкоголя, поэтому тех любителей курортов, которые думали отдохнуть у Бильца, попивая минеральную воду в промежутках между попойками, ждало разочарование. Интересно, что оба тома, кроме черно-белых иллюстраций в тексте и цветных на вклейках, снабжены «интерактивными» картонными фигурками дамы и господина – прообразами современных книжек-раскладушек для детей. Фигурки очень искусно склеены и имеют несколько слоев: ребра грудной клетки можно приподнять, и под ними откроются легкие, под легкими – сердце, которое, в свою очередь, тоже можно открыть, чтобы посмотреть его устройство. Так же наглядно представлены пищеварительная, кровеносная и другие системы, подписаны названия костей скелета и внутренних органов и т.д., поэтому только хрупкость этого невероятного пособия останавливает нас от того, чтобы чаще показывать его на экскурсиях. Однако если посетители приходят небольшими группами, вдвоем или втроем, мы с большим удовольствием продемонстрируем всем интересующимся не только книгу Бильца, но и другие издания по истории медицины из фонда Сектора редких книг. Будьте здоровы и пускай ваш интерес к медицинским книжкам будет только праздным!
библиограф Елена Вознесенская.


События
Made on
Tilda