«Райский сад»: в Музее «Кижи» открылась «неземная» выставка
Куратор выставки искусствовед Екатерина Рычкова написала о том, из чего складывалась концепция выставки, с какими символами наши предки и мы сами связывали и связываем представление о райской жизни.
текст: Екатерина Рычкова, фото: М. Никитин

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи,

и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Бытие. 2:8-9


Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. Одним из самых важных сюжетов в этом вопросе является образ Рая – пространства идеального, духовного, иллюзорного и почти недостижимого в земном измерении: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Коринфянам, 2:9).

Для народной культуры рай был одним из самых любимых сюжетов, поскольку он содержит в себе идею вечной совершенной жизни. Понятия рая и сада были неразрывно связаны между собой. Райский сад является не только метафорой, но и воплощением абстрактного термина «paradisus» (греч. «огороженный сад»), описанного в Книге Бытия (2: 8–10). В христианском богословии рай имеет два истолкования: изначальный Рай земной – Эдемский сад, уготованный Богом для человека, и обретенный Рай небесный – Небесное Царство Божие.
Основная идея выставки состоит в том, чтобы представить своеобразие трактовки образа Райского Сада в произведениях живописи, графики, народного и декоративного искусства на протяжении XVIII-XXI веков. На выставке можно увидеть предметы из собрания музея-заповедника «Кижи» и частных коллекций.

В фондах музея-заповедника «Кижи» хранится несколько десятков расписных прялок, шкафчиков, дверей, дуг, вышивок и других предметов, в которых основными мотивами являются цветущее древо, пышные цветы, бутоны и плоды, райские «добрые» звери и птицы – образы душ праведных, пребывающих в вечном блаженстве. Все эти мотивы имеют древнее происхождение и отражают представления людей о счастье земном и небесном, о вечной жизни. Выставка впервые представит этнографические коллекции музея в контексте изучения одного из главных сюжетов Книги Бытия.
Основная идея выставки состоит в том, чтобы представить своеобразие трактовки образа Райского Сада

По северорусским представлениям рай – это «сад вечнозелёный», там никогда не бывает зимы и непогоды, всегда светит солнце, всюду яркая зелень, огромной высоты деревья и добрые звери. Неслучайны и описания рая, в которых часто присутствовали понятные символы изобилия: цветущие деревья, полные различных плодов, вкуснейшая еда (хлеба) и питье. Таков рай для обычного крестьянина, он оказывается ближе к земному истолкованию места вместилища душ всех праведников.

Глубокий символический смысл разных «версий» райского сада раскрываются на выставке в историческом ракурсе развития народной и современной культуры.
«Рай насаждённый»

Выставка открывается разделом, посвященным истории происхождения мотива «райского сада». Здесь старообрядческие рукописные сборники с миниатюрами, меднолитая пластика (кресты и иконы), а также фотокопии некоторых икон из музейных собраний, которые дополняются фрагментами литературных произведений, с описаниями рая (фрагменты из «Шестоднева», «Хождения Агапия в рай» и другие).
В предметах народного декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ вв., в росписях, наиболее ясно прослеживается влияние «письма» старообрядцев.
В предметах народного декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ вв., в росписях, наиболее ясно прослеживается влияние «письма» старообрядцев. Исследования этнографа и фольклористки Татьяны Анатольевны Бернштам (1935-2008) позволяют выдвинуть версию о влиянии старообрядческой культуры на мотивы росписей бытовых предметов XIX – начала ХХ вв. из крестьянской среды.
Символы бессмертия

Второй раздел посвящен изучению наиболее часто встречающихся символов – «примет» рая. Эдемский сад часто символически обозначался одними только деревьями, но символ Древа познания будет раскрыт в следующем разделе. Предваряя эту большую тему, посетители знакомятся с христианскими символами, встречающимися как в раннехристианских памятниках, так и в народном искусстве – виноградная лоза, переплетающиеся стебли с пышными цветами и плодами – символы Христа, сказавшего: «Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви». Павлин и феникс – символы бессмертия и воскресения.

Цитата из Хождения Агапия: «И виноград стоял с разными гроздьями: одни — багряные, другие — красные, третьи — белые. Такого винограда не видел никто на земле. [Обратился] Агапий к старцу: «Господин, скажи мне, что это значит?» Эти же все, которых ты видишь, — души человеческие».

Крест – праздник и духовное торжество. Им отверзается Рай, и людям возвращается их древнее отечество. Часто под крестом изображаются четыре водных потока. Эти четыре потока являются образами четырех райских рек. Мотив райского сада развивается и в сценах передачи ключей от Царствия Небесного.
Немаловажным символом рая является волшебные животные – златоглавый лев, который стоит посреди рая, и небесные птицы, каждая из которых поет своим голосом.
Немаловажным символом рая является волшебные животные – златоглавый лев, который стоит посреди рая, и небесные птицы, каждая из которых поет своим голосом. Эти образы будили фантазию народных мастеров, что дало разнообразие выразительных, подчас наивных, образов в искусстве.
Древо жизни и Древо познания добра и зла

Мотив древа является одним из центральных мотивов райского сада: «Посреди рая древо…Оно покрывает ветвями весь рай». В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. Описание двух «главных» деревьев в разных литературных и художественных произведениях очень отличается.

В северных росписях и вышивках «древо жизни» – это один из центральных сюжетов. Обычно древо имеет ветвистую крону и корни, украшено цветами и плодами. Вместе с тем в его центре часто изображен символ зарождения новой жизни, плодоношения. Отчасти этот образ можно прочитать как описание древа в Книге Бытия: «Древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов». «Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия».
Изгнание из Рая


Прекрасный Сад Господень был местом жизни беззаботного пребывания на земле первых людей – Адама и Евы. На выставке представлены фотоизображения фрагментов икон из собрания музея-заповедника «Кижи» с образами прародителей человечества. Библия говорит, что истинное блаженство рая для первых людей заключалось не в красоте и изобилии, а в общении со Всевышним, «ходящим в раю во время прохлады дня» (Быт 3:8).

Здесь можно получить представление об одном из самых драматичных сюжетов мировой культуры – изгнании из Рая. После грехопадения Адама и Евы Господь закрыл доступ к раю, и Эдем как место соединения внешнего изобилия и внутреннего блаженства перестал существовать на земле.
Когда Христос искупил грех Адама и Евы, у человека появилась возможность вновь попасть в рай, но теперь это место находится уже не на земле, а на «небе» – в некой принципиально иной реальности, которую христиане именуют духовным миром, горними селениями и т. п. и которая плохо представима и иллюзорна для нас.

Любопытно, что в ХХ веке, когда христианские символы в искусстве СССР уже не использовались, люди все равно продолжали по старым образцам воспроизводить сюжеты благоухающего сада. В предметах послевоенного периода раскрывается тема «строительства города-сада», в котором каждому гражданину страны обещается право побывать в светлом будущем. Бытовые предметы 1970-1980-х годов с цветочными мотивами – это своеобразная интерпретация вечного сюжета в новой социальной реальности.

Современные авторы о Рае

Современные художники продолжают исследовать сюжет райского сада и представляют свои версии того, как выглядит это самое желанное место для христианина. В произведениях Александра Трифонова, Галины Булганиной, Виктории Зориной, Владимира Зорина, Светланы Петряковой представлены художественные образы, которые приближают нас к размышлениям о главных ценностях человеческой жизни – мире, любви, доброте, духовном развитии.
Куратор выставки искусствовед Екатерина Рычкова
В будущем рае будет возможность общения с Богом – главное райское блаженство, которое духовно объединяет новый рай со старым. Чтобы удостоиться этого общения в раю, мы должны вести праведную жизнь и стремиться к такому высокому общению, еще живя на земле. Именно это имеет в виду Христос, когда говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть».


Еще почитать
Made on
Tilda