«Райский сад»: в Музее «Кижи» открылась «неземная» выставка
Куратор выставки искусствовед Екатерина Рычкова написала о том, из чего складывалась концепция выставки, с какими символами наши предки и мы сами связывали и связываем представление о райской жизни.
текст: Екатерина Рычкова, фото: М. Никитин
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи,
и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Бытие. 2:8-9
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. Одним из самых важных сюжетов в этом вопросе является образ Рая – пространства идеального, духовного, иллюзорного и почти недостижимого в земном измерении: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Коринфянам, 2:9).
Для народной культуры рай был одним из самых любимых сюжетов, поскольку он содержит в себе идею вечной совершенной жизни. Понятия рая и сада были неразрывно связаны между собой. Райский сад является не только метафорой, но и воплощением абстрактного термина «paradisus» (греч. «огороженный сад»), описанного в Книге Бытия (2: 8–10). В христианском богословии рай имеет два истолкования: изначальный Рай земной – Эдемский сад, уготованный Богом для человека, и обретенный Рай небесный – Небесное Царство Божие.
Основная идея выставки состоит в том, чтобы представить своеобразие трактовки образа Райского Сада в произведениях живописи, графики, народного и декоративного искусства на протяжении XVIII-XXI веков. На выставке можно увидеть предметы из собрания музея-заповедника «Кижи» и частных коллекций.
В фондах музея-заповедника «Кижи» хранится несколько десятков расписных прялок, шкафчиков, дверей, дуг, вышивок и других предметов, в которых основными мотивами являются цветущее древо, пышные цветы, бутоны и плоды, райские «добрые» звери и птицы – образы душ праведных, пребывающих в вечном блаженстве. Все эти мотивы имеют древнее происхождение и отражают представления людей о счастье земном и небесном, о вечной жизни. Выставка впервые представит этнографические коллекции музея в контексте изучения одного из главных сюжетов Книги Бытия.
Основная идея выставки состоит в том, чтобы представить своеобразие трактовки образа Райского Сада
По северорусским представлениям рай – это «сад вечнозелёный», там никогда не бывает зимы и непогоды, всегда светит солнце, всюду яркая зелень, огромной высоты деревья и добрые звери. Неслучайны и описания рая, в которых часто присутствовали понятные символы изобилия: цветущие деревья, полные различных плодов, вкуснейшая еда (хлеба) и питье. Таков рай для обычного крестьянина, он оказывается ближе к земному истолкованию места вместилища душ всех праведников.
Глубокий символический смысл разных «версий» райского сада раскрываются на выставке в историческом ракурсе развития народной и современной культуры.
«Рай насаждённый»
Выставка открывается разделом, посвященным истории происхождения мотива «райского сада». Здесь старообрядческие рукописные сборники с миниатюрами, меднолитая пластика (кресты и иконы), а также фотокопии некоторых икон из музейных собраний, которые дополняются фрагментами литературных произведений, с описаниями рая (фрагменты из «Шестоднева», «Хождения Агапия в рай» и другие).
В предметах народного декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ вв., в росписях, наиболее ясно прослеживается влияние «письма» старообрядцев.
В предметах народного декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ вв., в росписях, наиболее ясно прослеживается влияние «письма» старообрядцев. Исследования этнографа и фольклористки Татьяны Анатольевны Бернштам (1935-2008) позволяют выдвинуть версию о влиянии старообрядческой культуры на мотивы росписей бытовых предметов XIX – начала ХХ вв. из крестьянской среды.
Символы бессмертия
Второй раздел посвящен изучению наиболее часто встречающихся символов – «примет» рая. Эдемский сад часто символически обозначался одними только деревьями, но символ Древа познания будет раскрыт в следующем разделе. Предваряя эту большую тему, посетители знакомятся с христианскими символами, встречающимися как в раннехристианских памятниках, так и в народном искусстве– виноградная лоза, переплетающиеся стебли с пышными цветами и плодами – символы Христа, сказавшего: «Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви». Павлин и феникс – символы бессмертия и воскресения.
Цитата из Хождения Агапия: «И виноград стоял с разными гроздьями: одни — багряные, другие — красные, третьи — белые. Такого винограда не видел никто на земле. [Обратился] Агапий к старцу: «Господин, скажи мне, что это значит?» Эти же все, которых ты видишь, — души человеческие».
Крест – праздник и духовное торжество. Им отверзается Рай, и людям возвращается их древнее отечество. Часто под крестом изображаются четыре водных потока. Эти четыре потока являются образами четырех райских рек. Мотив райского сада развивается и в сценах передачи ключей от Царствия Небесного.
Немаловажным символом рая является волшебные животные – златоглавый лев, который стоит посреди рая, и небесные птицы, каждая из которых поет своим голосом.
Немаловажным символом рая является волшебные животные – златоглавый лев, который стоит посреди рая, и небесные птицы, каждая из которых поет своим голосом. Эти образы будили фантазию народных мастеров, что дало разнообразие выразительных, подчас наивных, образов в искусстве.
Древо жизни и Древо познания добра и зла
Мотив древа является одним из центральных мотивов райского сада: «Посреди рая древо…Оно покрывает ветвями весь рай». В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. Описание двух «главных» деревьев в разных литературных и художественных произведениях очень отличается.
В северных росписях и вышивках «древо жизни» – это один из центральных сюжетов. Обычно древо имеет ветвистую крону и корни, украшено цветами и плодами. Вместе с тем в его центре часто изображен символ зарождения новой жизни, плодоношения. Отчасти этот образ можно прочитать как описание древа в Книге Бытия: «Древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов». «Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия».
на выставке
фото М.Никитин
на выставке
фото М.Никитин
на выставке
фото М.Никитин
на выставке
фото М.Никитин
на выставке
фото М.Никитин
на выставке
фото М.Никитин
Изгнание из Рая
Прекрасный Сад Господень был местом жизни беззаботного пребывания на земле первых людей – Адама и Евы. На выставке представлены фотоизображения фрагментов икон из собрания музея-заповедника «Кижи» с образами прародителей человечества. Библия говорит, что истинное блаженство рая для первых людей заключалось не в красоте и изобилии, а в общении со Всевышним, «ходящим в раю во время прохлады дня» (Быт 3:8).
Здесь можно получить представление об одном из самых драматичных сюжетов мировой культуры – изгнании из Рая. После грехопадения Адама и Евы Господь закрыл доступ к раю, и Эдем как место соединения внешнего изобилия и внутреннего блаженства перестал существовать на земле.
Когда Христос искупил грех Адама и Евы, у человека появилась возможность вновь попасть в рай, но теперь это место находится уже не на земле, а на «небе» – в некой принципиально иной реальности, которую христиане именуют духовным миром, горними селениями и т. п. и которая плохо представима и иллюзорна для нас.
Любопытно, что в ХХ веке, когда христианские символы в искусстве СССР уже не использовались, люди все равно продолжали по старым образцам воспроизводить сюжеты благоухающего сада. В предметах послевоенного периода раскрывается тема «строительства города-сада», в котором каждому гражданину страны обещается право побывать в светлом будущем. Бытовые предметы 1970-1980-х годов с цветочными мотивами – это своеобразная интерпретация вечного сюжета в новой социальной реальности.
Современные авторы о Рае
Современные художники продолжают исследовать сюжет райского сада и представляют свои версии того, как выглядит это самое желанное место для христианина. В произведениях Александра Трифонова, Галины Булганиной, Виктории Зориной, Владимира Зорина, Светланы Петряковой представлены художественные образы, которые приближают нас к размышлениям о главных ценностях человеческой жизни – мире, любви, доброте, духовном развитии.
Куратор выставки искусствовед Екатерина Рычкова
В будущем рае будет возможность общения с Богом – главное райское блаженство, которое духовно объединяет новый рай со старым. Чтобы удостоиться этого общения в раю, мы должны вести праведную жизнь и стремиться к такому высокому общению, еще живя на земле. Именно это имеет в виду Христос, когда говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть».