ЖИВОЙ ПРОЦЕСС

«АркА» продолжает проект «Мастерская». Сейчас мы в гостях у художника-графика Игоря Котукова.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Игорь Котуков — художник-график, гравер, преподаватель Карельского колледжа культуры и искусств, член Союза художников России, ученик Аркадия Морозова.

Местом силы Игоря Котукова в свое время стала Графическая мастерская. Мастерская возникла в 2013 году благодаря усилиям трех художников: Сергея Терентьева, Аркадия Морозова и Артема Стародубцева. Сейчас здесь пробуют свои силы другие молодые художники.

Несмотря на то, что редкий творческий ребенок не побывал на мастер-классах Игоря Котукова и на то, что имя художника связано с идеей передачи знаний, люди, интересующиеся искусством, знают мастера как интересного художника.
Игорь Котуков
Впервые работы Игоря Котукова были выставлены в Городском выставочном зале в 2018 году. Выставка «Высокая печать» была совместной с учителем – Аркадием Морозовым. Там же, в ГВЗ, проходила выставка графики четырех авторов, участником которой был Игорь Котуков. Сейчас время от времени серии его работ становятся частью общих выставок. Кроме того, художник – постоянный участник всероссийских и международных биеннале печатной графики – в Казани, в Ереване.

Объектами интереса художника могут стать предметы интерьера (приходят на ум стул Ван Гога и кресло Поля Гогена), дома и улицы, то, что связано с детством, с воспоминаниями, с рефлексией от увиденного или прочитанного. В разных сериях художник проводит собственные исследования, связанные с сочетанием цвета и света, соединением разных форм, композиционными экспериментами. Неизменной частью авторского стиля остаются «полосочки» - вертикальные, горизонтальные, диагональные.

«АркА» разговаривает с художником в его собственной мастерской.
Про начало

Я рисовал, как все дети, не было какого-то запойного рисования, и я не мыслил себя великим художником. По первому образованию я - электрик, потом поступил в ПетрГУ на энергетика, но через полгода понял, что не хочу этим всем заниматься, и поступил в КГПА на факультет технологии и предпринимательства - специальность «изобразительное искусство». В «художку», в пятый класс, я начал ходить только тогда, когда решил поступать. Работал электриком на стройке, а по вечерам ездил в «художку». Там занятия три раза в неделю были, и я хоть порисовал какие-то натюрморты, но такого базового художественного образования у меня нет.
Про учебу

Мы учились расслабленно, я бы даже сказал, слишком расслаблено. По некоторым предметам я очень сильно проседал, по некоторым было нормально, в общем, я не заморачивался сильно, поэтому результаты были средними. Когда окончил учебу, думал, что всё, хватит учиться, но потом с каждым годом я все больше понимал, что хорошо было бы поучится где-нибудь еще. Если бы у меня была возможность, лет в 25-26 я бы постарался куда-нибудь еще поступить.

Гарантирует ли хорошее художественное образование практический результат? Не обязательно. Если посмотреть на художников Карелии, у всех очень разное образование: кто-то окончил училище и стал очень хорошим художником, другой окончил какой-нибудь вуз или Академию художеств и стал очень хорошим художником, а кто-то получил диплом Академии художеств, но не превратился в такого уж хорошего художника. Образование - это такой фундамент, условные 10%, к которым уже все и надстраивается.
Про работу

Два года я отработал преподавателем в школе. Выяснил, что работать с детьми - это максимально не мое. Потом я пошел преподавать рисунок в Карельский колледж культуры и искусств и работаю там до сих пор.

Творчество мое появилось и сформировалось благодаря Графической мастерской - если бы ее не было, я вряд ли бы занимался искусством. Графическая мастерская и общение с Аркадием Ивановичем Морозовым и Артемом Александровичем Стародубцевым на разные темы, связанные с искусством, сформировало 99 % моего творческого мышления. В Мастерской мы занимались сразу делом, там не было учебной программы, учебных заданий, там была максимально комфортная среда, помогающая человеку, обладающему каким-то творческим интересом, развиваться. Аркадий Иванович и Артем Александрович могли как-то тебя направлять, корректировать твои действия, советовать. Не было такого: вот тебе задание, к такому-то сроку его нужно сделать. Была очень свободная атмосфера, живой процесс - можно было попробовать это, попробовать то. В формате печатной графики можно было попробовать много разных технологий и экспериментальных вещей.
Про общение

Подавляющее количество того, чему я научился у Аркадия Ивановича, я узнал, когда мы вместе пили чай. Ты приходишь каждый день, работаешь, пьешь чай, Аркадий Иванович что-то рассказывает – так информация постепенно и накапливается. Я очень рад тому, что это у меня было, потому что это - огромная часть меня и фундаментальная часть моей творческой личности.

Сейчас в Графической мастерской нет людей такого уровня. Аркадий Иванович умер, Артем Александрович ушел в свое искусство. Да, к нему можно прийти пообщаться, но это уже не то, что было раньше.
Про коллекционеров печатной графики

Насколько я знаю, коллекционеров нет. Есть люди, которые регулярно покупают работы, но их трудно назвать коллекционерами. Это просто люди, которые любят искусство и иногда что-то покупают.

В России много людей, которые занимаются печатной графикой, и у них довольно неплохой уровень. В Казани недавно проходила биеннале печатной графики «Кубачинская башня», делаются выставки, на которых, судя по каталогам, есть на что посмотреть. Я стараюсь принимать участие в таких выставках.
Про линогравюру

В основном, я занимаюсь линогравюрой. На заре Графической мастерской я пробовал гравюру на картоне, сделал достаточно много работ в технике «сухая игла», немножко поработал с офортом, сделал несколько меццо-тинто (техника глубокой печати, в которой форма для оттиска на бумаге создается путем выглаживания шероховатой поверхности доски, - прим. ред.). Но в итоге я остановился на линогравюре. Периодически делаю какие-то шаги в сторону, стараюсь рисовать гуашью, акварелью, немножко маслом. Выставляю я только линогравюру.

Сейчас я работаю с наложением цветов: режу разные полосочки - разные резы дают разные сочетания цветов, и это меня увлекает.
Про темы

Поиск темы как раз и является актом формирования художника. Создание произведения – это видимая часть работы художника, а вот поиск темы – это как раз основная работа. Поиск сюжета, темы, - все это - живой процесс, который, конечно, тоже можно пустить по накатанной, но постоянно происходит новое осмысление какое-то. Я перебираю какие-то работы, смотрю старые гравюры, рисунки, смотрю других художников. Иногда идея приходит из книжек, из фильмов - это такой живой мыслительный процесс, который, в принципе, никогда не останавливается.
Про Мастерскую сейчас

Графическая мастерская никуда не делась. Художники ходят, работают, Артем Иванович Стародубцев приходит, - в общем, около пяти человек. Мои студенты сюда приходят печатать работы. Так что потихоньку работаем.Печатный станок мы давно привезли из Питкяранты, а у меня остался станок от Аркадия Ивановича.
Про время

Преподавание отнимает много времени и сил, но это – мой заработок, это бывает интересно, потому что студенты не дадут тебе зациклиться на самом себе. Нужно каждый день с кем-то взаимодействовать, обсуждать, можно посмотреть на себя со стороны и даже какие-то критические замечания услышать. Но я хожу на работу каждый день, и, возможно, трачу времени на искусство меньше, чем нужно было бы.
Про любимых художников

Мои любимые художники – живописцы, но многие из них занимались параллельно графикой: Джорджо Моранди, Ричард Дибенкорн, тот же Анри Матисс. Мне очень нравится советский художник Дмитрий Митрохин - я его считаю величайшим художником своего времени. Мне нравится советская графика: Николай Куприянов, Александр Ливанов - я регулярно смотрю их работы и стараюсь взять у них интересное для меня, ну, и интернет-книжки помогают. Вживую редко, конечно, можно посмотреть эти работы. Я стараюсь выбираться в Петербург, в Москву. Однажды мы с Аркадием Ивановичем ездили на выставку Пауля Клее в Москву.

И то интересно, и это. Я читал книжки по кураторству, смотрел большие выставки, - это интересно. Мне нравится, когда у нас художники как-то кооперируются и создают более цельное высказывание.


События
Made on
Tilda