«Я была счастлива, что увидела этот мощный, трагический театр»

Одним из событий фестиваля «Онежская маска» стала презентация книги Елены Горфункель «Юрий Бутусов. Балаган на руинах». Журнал «АркА» стал одним из организаторов этой встречи. (12+)

Текст: Мария Шамраева
Каждый человек, любящий театр, интересующийся театром Юрия Бутусова, мог стать участником события, задать свой вопрос Елене Иосифовне. К сожалению, не каждому досталась книга, потому что из восьми последних экземпляров (весь тираж был раскуплен в книжном магазине «Порядок слов» в Петербурге в течение нескольких дней) семь книг сразу забронировали самые активные поклонники творчества Юрия Бутусова и автора книги.
Елена Горфункель – театральный критик и педагог, кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного театра РГИСИ, лауреат премии им. А.Р. Кугеля, эксперт театральных фестивалей. Автор книг «Смоктуновский» (1990), «Премьеры Товстоногова» (1991), «Товстоногов. Собирательный портрет» (2006), «Товстоногов репетирует и учит» (2007), «Гений Смоктуновского» (2015), «Мастерская Григория Козлова» (2021), «Режиссура Товстоногова» (2015), «Юрий Бутусов. Балаган на руинах» (2024). На фестивале «Онежская маска-2024» она выступила в роли председателя жюри. Презентация только что выпущенной издательством «Арт» книги «Юрий Бутусов. Балаган на руинах» в Петрозаводске прошла раньше, чем в Петербурге.
«АркА» собрала ответы Елены Горфункель на вопросы, прозвучавшие на презентации книги.

- Знает ли о книге сам Юрий Бутусов?

- Я встретила Аню Алексахину (актрису Театра имени Ленсовета, - прим. ред.), и она мне сказала, что послала книгу Юрию Бутусову. Еще до того, как я ее встретила, он сам написал мне письмо. Хорошее письмо. Книжки у него еще нет.

- Вы с ним взаимодействуете? Дружите?

- Ну, понимаете, Юрий Николаевич – человек другого поколения. Я стараюсь не дружить с режиссерами, но у нас были очень хорошие отношения. Когда ему вручали очередную премию, «Петрополь», по-моему, он даже попросил, чтобы премию вручала именно я. Я, конечно, сказала: «Боже, конечно!». Я побежала прямо вручать эту премию. Дружу ли я с ним? Нет. В 1996 году, когда я возглавляла театральный фестиваль «Рождественский парад», ему дали главную премию за спектакль «В ожидании Годо». С этого момента иногда явная, иногда нет, связь, конечно, с Юрием Николаевичем существует. До сих пор.
Елена Горфункель,  фото: М.Никитин
- Как появилась эта книга?

- Она появилась тогда, когда я стала смотреть его спектакли. Ощущение, что перед тобой очень талантливый человек, сверхталантливый, во всяком случае для меня, меня не покидало. И уж как я привязалась к этому, так и осталось. Я была буквально счастлива, что на старости лет я вдруг увидела необыкновенный, очень мощный, трагический, мрачный, очень театральный театр. И, когда он уехал, я подумала: как же так? Это должно быть обязательно оставлено для нашей театральной культуры. Вот тогда это все и началось – я стала писать.
Обложка книги Елены Горфункель «Юрий Бутусов. Балаган на руинах»
- «Балаган на руинах». Почему такое название?

- В Москве есть совершенно замечательный редактор, с которым мы когда-то начинали работать над книгой о Смоктуновском. Сергей Константинович Никулин. Он – организатор и директор издательства «Арт». Он очень мне помогал: отсекал все слишком глупое, слишком запальчивое, ненужное. Он помогал в этой структуре. Что касается названия, то в начале книги об этом говорится. Что такое руины? Руины – это конец огромной эпохи, конец СССР, конец империи. То, что осталось от нее, – руины. Что такое балаган? Не только Бутусов, но многие режиссеры его поколения, а ему немножко за 60, они чувствовали, что от старого театра тоже остались руины, и нужно создавать что-то новое. И это новое – балаган. Балаганить пытались многие режиссеры, делали это по-разному. Бутусов с этого пути не сходил и не сходит. И у него это, как мне кажется, выходит наиболее убедительно и наиболее трагически.
Режиссер Юрий Бутусов, фото: Михаил Павловский
- «Слишком запальчивое» с чем было связано?

- Запальчивое было связано, прежде всего, с 2018 годом, с тем, что произошло в Петербурге в театре Ленсовета, когда Юрий Николаевич подал заявление об уходе, и тут же его подписал начальник управления культуры СПб. И его никто не смог защитить, никто. Ни ассоциация театральных критиков, ни журналы никакие. Ходили в управление культуры и, по-моему, даже к губернатору ходили Фокин, Додин, Алиса Бруновна. Они пытались повлиять на ситуации, но это не помогло. Короче говоря, он изгнан из Петербурга в 2018 году, потому что он перестал уже быть художественным руководителем театра Ленсовета. В Москве его тут же приютил Римас Туминас в театре имени Вахтангова, пригласил его на пост главного режиссера. Перед отъездом (я знаю, поскольку у меня в театре Ленсовета много близких людей) он прямо поклялся, что больше никогда в этот город не вернется, не ступит на эту сцену. Но один раз он все же вернулся, когда привозили «Сына» на показ на «Золотую маску». Но это было на сцене Александринского театра.
Елена Горфункель и ведущая презентации журналист Анна Гриневич, фото: М.Никитин
- Какой жизнью сейчас живут спектакли Бутусова?

- Где-то они сохраняются, но, скажем, в «Сатириконе» уже ничего не идет. В РАМТе остался спектакль «Сын». «Пер Гюнт» закрылся в Театре Вахтангова. В Питере не идет «Кабаре Брехт», потому что исполнитель заглавной роли Сергей Волков уехал вслед за Бутусовым в Москву. А такие спектакли как «Макбет. Кино», «Все мы прекрасные люди» по «Месяцу в деревне» Тургенева, «Город. Женитьба. Гоголь», «Дядя Ваня» идут на сцене театра Ленсовета. Только сейчас закрывается спектакль ««Гамлет». Это второй «Гамлет», который он ставил. Первый был в 2005 году во МХАТ. В Петербурге залы полны, когда идут его спектакли. Но на него ходит другая публика. Театр Ленсовета очень старый театр, там разная публика. На спектакли Бутусова ходит одна публика, а на спектакли, где играет Михаил Сергеевич Боярский, - совсем другая. Они делят зал, и слава богу.
на презентации книги, фото: М.Никитин
- А какая публика у Бутусова?

- В основном, молодая, конечно. Студенты! Вы себе не представляете, было время, когда в Театральной академии, где я преподаю, все дипломные работы писались по театру Бутусова. Сейчас эти зрители-студены выросли, но продолжают ходить. Книжки ведь быстро это распродали не потому, что я написала, а потому что про Бутусова.

- С чем были связаны повторные обращения Юрия Бутусова к «Гамлету» и к «Макбету»?

- У него и два «Лира» есть. Тоже в разных театрах. Но это так просто не объяснишь. Многие режиссеры неоднократно обращаются к какому-нибудь материалу. Питер Брук, например, четыре раза ставил «Бурю». Очень часто вновь ставят «Гамлета». Возможно, режиссеры ищут максимальное воплощение того, что они хотят сказать, придумать что-то такое, чтобы была поставлена точка. А это, может, не сразу удается. Интересно смотреть разных «Гамлетов». Кстати, в питерском «Гамлете» сначала был задуман актер-мужчина на главную роль.  И вдруг на последнем этапе оказывается, что Гамлета играет Лаура Пицхелаури, которая играла леди Макбет. Одна из очень любимых им актрис.
Лаура Пицхелаури в роли Гамлета, фото: Михаил Павловский
- И еще переводы использует разные. Почему?

- Для второго «Гамлета» у него был совсем новый перевод. А потом он иногда сплавляет, берет разные переводы, соединяет их. Так и с музыкой. Он ведь берет музыку, которая ему нравится, и тоже комбинирует ее очень свободно.

- А в «Чайке» вообще сам выходит и танцует. Это нормально, что режиссер играет в спектакле главную роль?

- Разумеется, нормально. Сначала он, конечно, не выходил. Он учился на режиссера. ОН играл что-то, когда учился. У нас, в Ленинграде, он учился. Спектакли «Чайка» и «Макбет. Кино» почти одновременно вышли: первый в Москве, а второй в Санкт-Петербурге. И одном, и в другом спектакле он выходит на сцену и начинает танцевать. Причем, что-то такое немыслимое. Когда он поставил эти спектакли, ему уже было 50 лет. Может, это были выплески его художественного темперамента… Фотография, которую мы использовали на обложке, запечатлела его стремление что-то такое выкрикнуть изо всех сил. Это его подстегивало, видимо. Ему хотелось быть вместе с молодыми актерами. В «Макбет. Кино» всегда были, сколько бы раз я ни ходила, пляски в проходе зала. Приходила молодая публика и начинала зажигательно танцевать под Майкла Джексона. Это такое безумие. А он танцевал на сцене, вместе со своими актерами. Не всегда, конечно, но плясал.
на презентации книги, фото: М.Никитин
- Мог ли Юрий Бутусов не состояться как режиссер такого уровня?

 - Этого я не знаю. Он очень долго занимался любительским театром. Первыми актерами Бутусова в 1996 году стала четверка студентов курса Вениамина Фильштинского: Михаил Трухин, Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Андрей Зибров. До того, как он поступил в театральную академию, он сам играл в любительском театре. Например, Гамлета. Об этом вспоминает Фильштинский, что был у него пробный спектакль, где было два Гамлета. Один шекспировский, а второго написал питерский драматург Александр Образцов. Двух Гамлетов играли Бутусов и Реутов, который потом стал постоянным хореографом в спектаклях Бутусова. Сначала Юрий Бутусов поступил в Институт культуры. Я думаю, что он все-таки побаивался этого дела, поэтому учился на режиссера массовых праздников. Потом, когда он окончил (хоть и не совсем) Институт культуры, решил поступить в Театральный институт. Здесь он учился у Молочевской, которая была основным педагогом при Товстоногове. Так что он, получается, - как бы внук Товстоногова. Но, думаю, что Товстоногов, увидев его, пришел бы в некоторый ужас. На студенческом уровне Бутусов уже отличался каким-то своим особым мрачным темпераментом, а также ощущением сценической формы, музыкальностью. Не потому, что он играл на инструменте. Это у нас Михаил Сергеевич Боярский играет на всем, а Бутусов ни на чем не играет. У него музыкальность создает ощущение целостности спектакля. Все его спектакли необычайно музыкальны. Вот так и пошло.
Елена Горфункель подписывает книгу, фото: М.Никитин
- Какой период работы режиссера отражен в книге?

- Начинается со спектакля «В ожидании Годо», это 1996 год. Но дело в том, что потом, в самой последней части, где идет речь о спектаклях по Гоголю, там я возвращаюсь к самому началу, к «Женитьбе», поставленной как студенческий спектакль. Я написала обо всем, что видела. Последний спектакль – это «Р» по «Ревизору», а вот то, что потом было поставлено в Литве, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», этого я уже не видела.

- Вам одинаково нравятся его спектакли? Есть такие, которые понравились меньше?
- Менее мне понравился спектакль «Р». Я об этом написала. Честно говоря, я немного волнуюсь. Думаю: получит Бутусов эту книжку, прочтет и скажет: «Так я и думал: она не поняла замысла». Но что сделаешь? Не всегда же идти в ногу со временем. Потом мне не очень понравился его «Иванов», который был поставлен во МХАТе. Это, пожалуй, два таких спектакля. Есть такие, которые больше нравятся или меньше. Есть просто потрясающие спектакли: «Пер Гюнт» в театре Вахтангова, «В ожидании Годо», «Макбет. Кино», - это вещи непревзойденные. «Сын». О каждом можно говорить очень долго.
Спектакль Ю. Бутусова "Барабаны в ночи"
- А «Барабаны в ночи»?

- О, «Барабаны в ночи»! Боже мой! Там на поклон все актеры выходят с барабанами и устраивают барабанное шоу. Можно умереть просто от этого ритма, от звука, от этого боя. Между прочим, главный герой говорит: да пошли вы все, не нужна мне никакая война, а после него выходят эти барабанщики. Я не знаю, к чему призывают они? Почему они барабанят, и это так действует? Это действует как музыка. Говорил же один человек: мне не нравится, что со мной делает музыка. В этом отношении человек не в силах противостоять музыке, она действует на тебя. И как это эффектно, как это театрально, звонко и как это могуче звучит.
Спектакль Ю. Бутусова "Дядя Ваня"
- Есть у Юрия Бутусова свои актеры?

- В каждом театре они свои. Лучше всего, конечно, он знает актеров Театра Ленсовета. Он их воспитывал и с ними очень много работал. Там даже организовалось свое поколение, я называю их «бутусовцами», несмотря на то что это актеры разных возрастов. Скажем, Александр Новиков, который был актером еще у Игоря Владимирова, Сергей Мигицко, - они все его понимают. И в каждом театре, в который он приходил, у него появлялись свои актеры. Причем, вы знаете, какая у него особенность? Так было у Анатолия Васильевича Эфроса. Эфрос в какой бы театр ни приходил, актеры этого театра становились гениальными. А у другого режиссера они просто были хорошими артистами. Что-то подобное делает с актерами и Бутусов. Они становятся другими, более сильными, разнообразными. Я, например, до спектаклей Бутусова не обращала внимания на Пицхелаури. Ну, хорошенькая, ну, балерина, и все. А тут вдруг оказалось, что она необыкновенная актриса.
Спектакль Ю. Бутусова "Макбет. Кино"
- Вы много смотрите современных спектаклей. У вас бывает такое ощущение, что вы соскучились по настоящему драматическому, психологическому театру?

- Меня такие чувства не посещают. Я готова видеть, что угодно. Если бы я увидела спектакль психологического театра – ради бога, дайте мне его посмотреть. Но если его нет, я буду смотреть другое – Бутусова. Если говорить о том, кто что берет. В нашем городе, например, я увидела афишу премьерного спектакля. Называется «Кабаре. Мейерхольд». Или смотрю спектакль молодого режиссера, ему 26 лет. На маленькой сцене он складывает костер, как в «Пер Гюнте». Причем, ему не скажешь: ну, парень, ты что делаешь-то? Потому что это такая собственность, которая никак не контролируется. Хотят и берут. Нет, тоска по психологическому театру меня абсолютно не волнует.
«Юрий Бутусов. Балаган на руинах», фото: М.Никитин
- Часто мы говорим о наследственности от Бутусова к младшим. А кому наследует сам Бутусов?

- Глупо было бы думать, что он самозародился таким. Самозарождается ничего. Все имеет какие-то генетические корни. Я думаю, что тот театр, который создавали Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, - это его основные прародители. Причем, в большей степени по уровню лиричности - это Эфрос, а по уровню театральности – Любимов. Он все это застал, видел. Я даже один раз его спросила, когда писала о «Человек равен человеку», видел ли он спектакль «Добрый человек из Сезуана» Любимова. Нет, он этот спектакль не видел. Как-то это возникает от того, что он смотрел. Или «Смерть Тарелкина». Наверняка он смотрел спектакль Товстоногова, но он поставил так, что ужас и хаос, и разброд этой и так хаотичной пьесы Сухово-Кобылина, он просто сделал еще на два этажа ниже. Так страшно изображен этот мир. И я думаю, что он оттолкнулся от такого немного подлакированного разброда Товстоногова. Все же Товстоногов был государственным режиссером. Этот пошел дальше.
Елена Горфункель, фото: М.Никитин
- Вас интересует Бутусов-человек? Или только важен Бутусов-режиссер?

- Конечно, меня интересует режиссер. Что я знаю про Бутусова-человека? Знаю, что он был два раза женат. Первая его жена много мне помогала. Она даже в лицах изображала его студенческие спектакли. Сейчас он женат во второй раз, у него родилось двое детей: мальчик и девочка. Всё. Я не знаю, кто его родители…. Для меня понятие режиссер вмещает в себя многое – личность в целом. А все остальное… «Юрий Николаевич, расскажите о вашем детстве!» Нет, я этого делать не буду. И никогда не делала. Только Бутусов – режиссер.


События
Made on
Tilda