«Тщетная предосторожность» увлечет даже непосвященных

Отзыв студентки Петрозаводского университета Екатерины Юниковой о балете «Тщетная предосторожность» Музыкального театра Карелии. Фото со спектакля Виталия Голубева. Фото backstage Михаила Никитина

Текст: Екатерина Юникова, фото: Виталий Голубев, М. Никитин
Полное название спектакля звучит так: «Тщетная предосторожность» («Балет о соломе, или Плохо сбереженная дочь»), а первым в переводе с французского было такое: «Соломенный балет, или От зла до добра всего один шаг». Музыку для комического балета написал композитор Луи Жозеф Фердинан Герольд, либретто - Жан Доберваль.

Хореография «Соломенного балета» была создана французским балетмейстером Жаном Добервалем в 1789 году в городе Бордо. Музыкальное сопровождение состояло из народных мелодий. Однако в 1828 году Луи Герольд написал для него постоянную музыку. А в 1864 году Петером Гертелем был предложен еще один вариант музыкального сопровождения. На сцене Музыкального театра звучит первая партитура. (Из словарной статьи С.А. Кузнецова «Нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов»). В России балет впервые был поставлен в Москве, в Петровском театре, 14 декабря 1800 года, под названием «Обманутая старуха» в постановке балетмейстера Джузеппе Соломони. Нынешнее название получил в 1808 году в стенах Петербургского Большого театра в постановке Шарля Дидло.
Сюжет балета легко укладывается в несколько предложений. Зажиточная крестьянка Марцелина желает выдать замуж за глуповатого, но богатого соседа Алена свою дочь Лизу. Та в свою очередь мечтает воссоединиться с возлюбленным Коленом. Публика, которая все же боится запутаться, кто есть кто, может следить за действием по титрам в «бегущей строке». Это хорошее подспорье для тех, кто нечасто ходит на балет из страха не понять происходящее.
балет «Тщетная предосторожность», Юки Окоти, Антон Дьячок
фото: Виталий Голубев
балет «Тщетная предосторожность», за сценой Юки Окоти
фото М.Никитин
Кроме того, даже неподготовленную публику обязательно порадуют забавные эпизоды, ради которых действие может остановиться, чтобы дать зрителю возможность насладиться ударными сценами и поаплодировать артистам.
балет «Тщетная предосторожность», за сценой Анастасия Штоббе
фото М.Никитин
балет «Тщетная предосторожность»
фото: Виталий Голубев
Кирилл Симонов, постановщик «Тщетной предосторожности» сохранил «историзм» балета, но изменил место действия, перенеся историю в пансион. Из-за этого пропадают некоторые сцены, к примеру, с курами и петухом, но сама история сохранилась в фабуле.

Художник Екатерина Злая создала для артистов эффектные костюмы, в оттенках которых превалирует красный цвет. Такого цвета, например, один из нарядов Лизы, акцентное носочно-чулочное изделие Колена и пышное одеяние Марцелины.
балет «Тщетная предосторожность», за сценой Антон Дьячок
фото М.Никитин
балет «Тщетная предосторожность» , Антон Дьячок
фото: Виталий Голубев
В роли Лизы выступила Юки Окоти. Балерину отличает искусная способность удерживать равновесие (апломб), легкость в движениях, выразительная мимика. Её Лиза азартно преодолевает препятствия маменьки (например, в сцене танца под звучание тамбурина).
В роли Колена выступил Антон Дьячок. Его герой оказался способен легко выпархивать через оконные проемы, перелетать через снопы, а также умело в них прятаться. Артист выполняет сложные поддержки, после которых зал долго аплодирует.

В роли Мишо на сцену вышел артист оперы Павел Назаров. Он потешает зрителей своей серьезностью, важностью, настойчивостью в отношении сына. Настоящий надзиратель, а не отец.
балет «Тщетная предосторожность»
фото: Виталий Голубев
балет «Тщетная предосторожность» , за сценой Павел Назаров
фото М.Никитин
Роль Марцелины, матери Лизы, исполнил Эдуард Демидов. Марцелина оказалась не такой уж и суровой. В конце она все же принимает выбор дочери и исполняет лучшие танцевальные номера на свадьбе. Единственная фраза, которую можно услышать со сцены, — это ее крики «Лиииза!». Характерный жест Марцелины – глядеться в зеркало. Отметим, что эту роль традиционно исполняют мужчины, поэтому образ автоматически приобретает комическую неловкость. Взгляд зрителей постоянно прикован к матушке Лизы и благодаря ее нарядами (платье-перья, сарафан в клетку). Артистизм Эдуарда Демидова публика отмечала частыми криками «Браво!».
балет «Тщетная предосторожность»
фото: Виталий Голубев
балет «Тщетная предосторожность», за сценой Эдуард Демидов
фото М.Никитин
В роли Алена выступил Денис Тарасов. Его герой ни на что не претендует, ничего не добивается, не печалится, просто следует указам отца. О постоянном подчинении свидетельствует и передвижение артиста по сцене: склоненное, поспевающее. Кажется, что только в сцене сватовства Ален становится открытым и свободным.
балет «Тщетная предосторожность», Денис Тарасов
фото: Виталий Голубев
балет «Тщетная предосторожность», за сценой Денис Тарасов
фото М.Никитин
Прошло столько лет, а балет до сих пор действует на зрителя одинаково: во время спектакля все искренне смеются, громко аплодируют, а из зала выходят с улыбкой, с массой приятных впечатлений и желанием снова прийти в театр.

Если вам интересно, что происходит во время спектакля за кулисами, смотрите нашу "листалку"  ↓


События
Made on
Tilda