ПИСЬМА ОТ РИМСКОГО ДРУГА

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Пиранези. Гравюры XVIII века из серии Виды Рима» (0+), позволяющая максимально удалиться от сегодняшнего дня в детально изображенную многофигурную подробную жизнь Вечного города.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
На выставке представлено 36 офортов известного итальянского архитектора и художника Джованни Баттиста Пиранези. Главный труд его жизни был посвящен максимально подробному сохранению памяти о разных парадных и проходных, прогулочных и просто живописных местах Рима (Veduti di Roma), а также об античных памятниках и артефактах (Antichità Romane). Наш гид по экспозиции сотрудник Музея изобразительных искусств Валерия Ваян говорит, что для туристов офорты Пиранези были чем-то вроде современных магнитиков с изображением памятных мест – хотелось привезти их домой на память.
фото: М.Никитин
Некоторые работы служат художественной картой местности. Специальными значками, буквами или цифрами, Пиранези помечает достопримечательности и потом описывает их в сопровождающей надписи. К слову, все надписи на офортах (какой почерк!) выполнены не чернилами, а выгравированы вместе с изображением. Скорее всего, художник, который заботился также о качестве бумаги, желал сохранить свои работы на долгие века.

«Пиранези создал большое количество рисунков и чертежей, но за свою жизнь построил только одно здание: церковь Санта-Мария-дель-Приорато (где его и похоронили) и оформил площадь Пьяцца Кавальери ди Мальта на Авентинском холме в Риме. Поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура»».

Офорты Пиранези, представленные на выставке, - из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Этот музей располагает большой коллекцией работ итальянского мастера, в которую входят оттиски первого состояния некоторых работ и последующие копии.
фото: М.Никитин
Условно выставка делится на две части: Рим и его дворцы, соборы, палаццо, улочки с фонтанами (в том числе и для коров, фланирующих по окрестностям) – по правую сторону и античный, уже руинированный Рим – по левую. Художник лишен сентиментализма – он четко воспроизводит картину места, - но включение людей и животных в сюжет делает изображение немного театральным: вот барышня что-то объясняет своим спутникам во время прогулки по руинам. Вот человек радостно поднял руки. Может, обнаружил что-то ценное? Вот целая жизнь маленьких человечков в римском Пантеоне: кто-то беседует, кто-то молится, кто-то прогуливает собачку.
Каждый офорт Пиранези можно разглядывать долго. Появляется даже какое-то чувство причастности к этой римской жизни XVIII века, как будто ты читаешь роман с сюжетом из того времени. Удивительное ощущение.
фото: М.Никитин
К слову, Пиранези был не только архитектором, художником и гравёром, но и коллекционером римских древностей, библиофилом и издателем эстампов, исследователем античной архитектуры и теоретиком искусства. Педантичное отношение к мелочам основано у него на глубоких знаниях.

«При жизни и долгое время после смерти Пиранези называли «скиаграфом» (живописцем теней) и «Рембрандтом античных руин»»

Валерия Ваян замечает, что выставка должна понравиться тем, кто любит а) Рим, б) офорты, в) медитировать. Также здесь можно проводить квесты (найди всех человечков на гравюре и другие).

Выставка размещена в зале восточно-европейского искусства. На офорты Пиранези взирают постоянные персонажи этого зала – мраморные скульптуры. Напоминает о времени и оставшийся в витринах фарфор.
Экспозиция открыта до 8 декабря.


События
Made on
Tilda