ОТРАЖАЯ ГОРОД

Ольга Дожидаева рассказывает о выставке «На Луне, за рекой» (0+) в «Арт-Проспекте».

Текст: Ольга Дожидаева, фото: М. Никитин

Для большинства людей фотография - это способ фиксации реальности, начинающийся после нажатия кнопки спуска затвора и оканчивающийся на экране смартфона/компьютера или листке бумаги. Однако фотография, а в особенности художественная фотография, намного шире этого туннельного взгляда на нее. Участницы арт-группы PhotoGlass используют ее как основной, но не финальный медиум в своем творчестве. Среди многообразия приемов и техник их объединяет эгломизе - декорирование обратной поверхности стекла, которое включают в себя гравировку, роспись, золочение и т.п. Именно отталкиваясь от этого общего увлечения, они создали арт-объединение PhotoGlass, которое дословно переводится как "Фотография" и "Стекло".
Выставка "На Луне, за рекой", название которой отсылает к историческим районам Петрозаводска ("Луна" - от ул. Луначарского и Зарека - территория за рекой Лососинкой), показывает нам взгляд авторов на облик города и атмосферу его пространств. В кадре главенствуют архитектура и ее фрагменты. В свой рассказ о Петрозаводске авторы включают как центральные улицы (серия "Прогулки по городу" Юлии Утышевой), так и самый край Зарецкого района (серия "Золотая Зарека" Юлии Утышевой). Опорными точками становятся парк "Ямка" (серия "Утрата и преображение" Оксаны Лазаревой, "Профиль равновесия или Ель с золотой вершиной" Татьяны Литовой) и, конечно, сама Зарека, с ее причудливой деревянной и кирпичной архитектурой (серия "Дворовые. Зарека" Анна Кондюкова).
Петрозаводск - это город полутонов, нежных цветовых переливов, обрамленных в рамки индустриального прошлого. В снимке из серии Оксаны Лазаревой "Место в прошедшем времени" на стене Александровского завода органично проступают часы, которых там никогда и не было, наглядно напоминая о течении времени. Утонченные кадры на кальке, фиксирующие следы ушедших эпох, будь то недействующий фонтан у Дома культуры Онежского тракторного завода или фрагмент здания бывшей детской поликлиники до его реконструкции, в серии фотохудожницы "Утрата и преображение" отсылают к теме памяти и непрерывности повествования жизни.
Прозрачная инсталляция Татьяны Литовой "Профиль равновесия или Ель с золотой вершиной" образно иллюстрирует "оптико-архитектурную модель центра зарождения города (территория бывшего ОТЗ и парк "Ямка") и исчезающие малонарушенные леса Карелии - первозданные ельники" (из аннотации к работе). Деликатная роспись каждой из стеклянных пластин при наложении складывается в образ метафорической ели, структурно состоящей из кристаллической решетки дендрита меди. Концептуально насыщенная работа создана автором в рамках арт-лаборатории под руководством кандидата биологических наук Александра Марковского и science-art художника Натальи Егоровой, позволяет взглянуть на городской парк под совершено иным углом - как на место, хранящее память об исчезающих природных ресурсах.
Река Лососинка, вдоль которой находится парк "Ямка", всегда была центральной артерией города. На ее берегу вырос Александровский завод – сердце Петрозаводска 18 века. В серии "Истоки" Анна Кондюкова использует фотографии цехов завода и образные кадры, интерпретируя в метафорическом ключе «индустриальную и природную реки» (из аннотации к выставке). Работы выполнены с применением техники цианотипии, насыщено-синий оттенок которой отсылает к водной стихии.
Перешагнуть этот природный барьер помогает триптих Татьяны Литовой "Мост на Луну", такой же сказочный внешне, как и его название. Удивительной красоты переливы подстекольной металлизации отпечатали в себе мост Марка Пименова ведущий на ул. Луначарского.

Преодолев реку и оказавшись на той самой "Луне" продолжается путешествие в зазеркалье. Именно в архитектурном облике домов Зарецкого района Юлия Утышева нашла основу для своей серии "Золотая Зарека". Сочетая технику подстекольного золочения с аналоговой фотографией, она создала объекты, наполненные атмосферой найденных антикварных сокровищ, словно перед нами не примеры послевоенной одно-двухэтажной застройки, а городские усадьбы, фрагменты былого величия императорской России.
Через всю выставку зрителя ведет видео-арт Юлии Утышевой, который в сопровождении текстов и личных историй раскрывает разные части города, начиная от ул. Герцена с ее «Тюремным замком» и «дворянским гнездом», заканчивая ул. Чернышевского и расположившемся на ней Державинским лицеем. Каждое из указанных мест становится объектом наложения разных пластов памяти.
Взгляд фотохудожниц на наш город достаточно личный, но попав в пространство выставочного зала, проходит отчуждение от своих создателей. Индивидуальный подход каждого автора трансформируется в практику фиксации памяти, не столь в ностальгическом ключе, сколько в метафорически-документальном, отражая внутреннюю энергию места. При этом замысел авторов находит свое воплощение в материалах совершенно далеких понятию документального жанра фотографии: гумбихроматная печать на акварельной бумаге, цианотипия, печать на кальке, роспись и подстекольная металлизация. В снимках фотохудожниц город обретает живописность и лиричность, а зафиксированные ими пространства теряют свою обыденность.
Своей выставкой с романтическим названием "На Луне, за рекой" авторы обнажили город и его душу, собрав, как шрамы и родинки на теле, пространства, насыщенные историей.
События
Made on
Tilda