Достоевская рапсодия
Отзыв на спектакль «ПетерБУРГ» в Театре драмы «Творческая мастерская»
текст: Илья Ардышев
«Арка» (с щадящей чувства молодых людей редактурой) готова публиковать понравившиеся членам редакции отзывы студентов Петрозаводского университета, объединенных группой конкурса арт-рецензий «Театральный бинокль». Открывает нашу «мастерскую» текст Ильи Ардышева, студента 1 курса Института филологии (специальность: английский язык и литература, немецкий язык) ПетрГУ.
Основа спектакля «ПетерБУРГ» (2020) - роман Андрея Белого «Петербург» (1913). Режиссер: Пётр Шерешевский. Художник: Надежда Лопардина. Продолжительность: 2 часа 30 минут, с одним антрактом

«Петербург» Андрея Белого принято считать романом, завершающим традицию русских классиков писать о характерных нравах северной столицы России. Режиссер Пётр Шерешевский иронично отобразил русскую предреволюционную реальность с точки зрения современного нам человека.

Режиссерская ирония видна уже в самом названии спектакля. Шерешевский остроумно обыгрывает заглавие первоисточника, давая понять, какие атрибуты и ценности будут в центре внимания на протяжении всей пьесы – фастфуд и социальные сети, где все знают обо всех.
Сценой действия (которую, в общем-то, можно признать самостоятельным героем) становится манящий, но при этом ужасающий город Петербург наших дней, вобравший в себя основные черты города, знакомого нам по русской классике.

Тема диалога Семёныча (Владимир Мойковский) с Аполлоном Аполлоновичем Аблеуховым (Валерий Чебурканов) о России, её взлетах и падениях открывает спектакль и становится основным лейтмотивом всей истории. Здесь, кстати, и звучит знаменитая фраза о монгольской крови в каждом русском человеке.

Сразу хочется отметить подбор актера на роль сенатора. Именно таким он представляется мне при чтении романа, а визуальные и акустические решения, сопутствующие его действиям, только усиливают эффект – красный свет и пульсирующие звуки создают впечатление, что в центре первой мизансцены спектакля находится до тошноты пунктуальный и хладнокровный чиновник, чем-то напоминающий булгаковского Воланда.
Руслану Арифуллину, исполняющему роль сенаторского сына Николая Аблеухова, удалось справиться с нелегкой задачей изобразить самого контрастного персонажа, который из праздного декадента превращается в любящего сына. В спектакле он получился таким же героем своего времени, как и в романе. Только вот развлекает себя он больше не чтением трудов Канта, а тем, что постоянно снимает происходящее вокруг на камеру смартфона. Режиссер открыто глумится над современностью, когда собственное мнение заменяет мнение твоих подписчиков. Количество сердечек на экране буквально определяет действия человека.
Несмотря на все новшества, присущие современному обществу, его состояние еще со времен Достоевского описывается двумя характерными вещами: описанием быта и переживаний русского человека. Карамазовская грязь, постоянные ссоры и теснота помещений и тут напоминают о себе. Атмосфера типичной квартирки создается не только «классическим» акцентированием на желтом цвете, но и с помощью запахов. Так, актер Дмитрий Константинов в роли полицейского Сергея Лихутина прямо на сцене пожарил рыбу (сардину, полагаю), которую потом благополучно тут же и съедают герои спектакля. Добивает впечатление и запах от сигарет Дудкина, которого играет Николай Белошицкий.
Вопрос пластики в спектакле закрыла Евгения Верещагина в роли Софьи Лихутиной, колоритной жены полицейского. Засели в памяти её уверенные и гармоничные движения во время танца, чем-то напоминающего знаменитый танец Одри из «Твин Пикс». Непосредственно к исполнению придраться не получается: смотришь и веришь в то, как она разрывается между своей любовью и ненавистью.
Приятное впечатление произвело музыкальное сопровождение постановки. Думаю, каждый зритель в зале услышал композицию, удовлетворившую его вкусы. Так, «Воздух» Генделя бодро сменяется рок-хитами Дэвида Боуи и группы Queen.
Разумеется, созданная режиссером вселенная требовала отечественной музыки: повеселило исполнение темы из «Бригады» под караоке. А название песни «На белом покрывале января», неоднократно проигранная, учитывая контекст первоисточника, обретает иронически зловещий подтекст.
Спектакль стал прекрасной историей в лучших традициях «мозговой игры» Андрея Белого. При всей фантасмагорической странности зрелища, все смотрится на одном дыхании, оставляя послевкусие, которое хочется сохранить на подольше.


Еще почитать
Made on
Tilda