Созерцание красоты и горгульи
В Петрозаводске прямо на улице прошел уникальный спектакль, поставленный за пять дней. В течение получаса люди в белых одеждах представляли зрителям хореографию фонтанов. Объекты собирались в композицию, оживали, потом распадались, превращаясь в новые объекты со своими смыслами.
Идея спектакля была в том, чтобы представить зрителям два типа красоты (энергии): созерцательную аполлоническую и буйную красоту в духе дионисийских мистерий. Перформанс состоял из отдельных эпизодов – мини-сюжетов, связанных с интерпретацией некоторых скульптурных и архитектурных изображений (в основном, фонтанов) эпохи Возрождения. Кульминацией был переход от статичного и созерцательного состояния к яростному и, кажется, более современному ощущению жизни и искусства.

Спектакль-перформанс «Танцевальные фонтаны/Дионисийские вечера» родился на мастер-классах хореографа Ольги Цветковой. Она – один из самых интересных танц-художников в России. Училась в Амстердаме на хореографа и режиссера (получила два образования), сотрудничала с известными коллективами, была куратором программы по современному танцу в Доме культуры «ГЭС-2» V-A-C Foundation. Работала до 2022 года  как представитель-эксперт от России в европейской танцевальной сети Aerowaves. Сейчас создала «Академию Нового танца» в Петербурге, где хореографии будут обучаться не неофиты, а действующие хореографы.

Перед показом спектакля «Танцевальные фонтаны/Дионисийские вечера» (все происходило на территории бывшего ОТЗ) «Арка» поговорила с Ольгой Цветковой о представлении и об искусстве.
Ольга Цветкова
танцовщица, хореограф, педагог современного танца, перформер, куратор, художественный руководитель Академии Нового Танца (СПб)
Она – один из самых интересных танц-художников в России.
Училась в Амстердаме на хореографа и режиссера (получила два образования).
Ольга Цветкова
танцовщица, хореограф, педагог современного танца, перформер, куратор, художественный руководитель Академии Нового Танца (СПб)
Она – один из самых интересных танц-художников в России.
Училась в Амстердаме на хореографа и режиссера (получила два образования).
- Исходной точкой начала работы над проектом были фонтаны и аполлоническая красота, но потом мне захотелось добавить туда еще и животное начало. Мне было интересно сопоставить два типа красоты – возвышенную и низменную. Соединить прекрасное и ужасное. Мне показалось, что, если это объединить, фонтан может ожить. Если брать только аполлоническую красоту, то он останется слишком отстраненным и патетичным. Нам будет непросто к нему подключиться из-за его оторванности от времени.

С ребятами у нас получилось создать неподъемное: за пять дней мы сделали 30-минутный спектакль. Это очень быстро. Мы отталкивались от изображений реальных фонтанов, а потом переводили их в тело, оживляли их. Я смотрела, что они мне предлагают, а потом немного дорабатывала материал ребят. Если бы у нас было больше времени, мы бы дольше оставались в режиме придумывания самых разных фонтанов.

Про воспитание в себе перформера
- Перформер – человек, в каждую минуту жизни открытый миру. Свою художественную практику он проходит не на специальных площадках, а в обычной жизни. Могу рассказать о личном способе приобретения некоторых навыков перформера.


Когда я училась на режиссуре, я придумала себе практику: каждый день в соцсетях в течение трех лет размещать то, что меня вдохновляет. Главное, нельзя было пропустить ни одного дня. Я размещала свои собственные работы, а также фотографии и цитаты из любимых авторов: художников, композиторов, писателей. Я часто не подписывала авторство. Это было тоже частью художественной практики. Брать у писателя цитату и не ставить кавычки. И если люди начинали комментировать под этим постом, моя задача была отвечать им всегда в стиле конкретного писателя, четко держать его тип мышления. И так ты подключаешься к разным людям, к их образу мысли. И когда ты это делаешь три года, ты сильно расширяешь свое мышление. Как будто библиотеку собрал, а там - Маяковский, Введенский, Босх… И потом, когда ты набрал уже свою «палитру», тебе становится проще рисовать.

Практика завершилась очень неожиданным для меня образом - вся работа мне начала приходить именно через эти соцсети. Из Европы и из России. Получилось, что я раскачала свой профиль, причем, абсолютно случайно. Данная художественная практика придумывалась совсем не для поиска работы. Это было для вдохновения себя самой и других. Так часто бывает, когда у тебя чистое намерение, оно начинает работать. А если бы я изначально захотела продвигать свои соцсети, то скорее всего ничего бы из этого не получилось.

 Сейчас я гораздо реже занимаюсь этой практикой, у меня очень мало времени, но все равно возвращаюсь к этому занятию, так как понимаю, что это нужно не кому-то, а мне самой. Кстати, мои соцсети также послужили вдохновением для прошлого директора фонда V-A-C Терезы Мавики, чтобы пригласить меня на работу в Дом Культуры «ГЭС-2». И сегодня я абсолютно уверена, что это прекрасный механизм поиска себе подобных. К тебе притянутся те, у кого такая же как и у тебя чувствительность, такое же желание привносить поэзию в повседневность, вдохновлять других.

И, кстати, таким образом можно встретить своего партнера для личной жизни. Такого же художественно безумного и тонкого, как ты сам.
Про идею Академии Нового танца

- У меня есть группа танцовщиков, которых я часто приглашаю в свои проекты. Своей компании у меня пока нет. Зато сейчас я открываю «Академию нового танца» в Петербурге. Это скорее образовательный проект. Но в будущем мне хотелось бы приглашать оттуда хореографов в свою компанию. Сейчас у нас будет тестовый год.


Я конечно такой тип хореографа, который больше всего любит ставить новые спектакли. Если бы я могла, я бы всю жизнь занималась только этим. Еще у меня есть утопическая мечта создать компанию из одних хореографов, из суперсильных людей, равных мне. Сейчас это особенно непросто, потому что очень много сильных ребят уехало. Частично из-за этого я захотела запустить программу именно для хореографов, а не для танцовщиков. Один из главных фокусов программы — европейская танцевальная сеть. У нас половина преподавательского состава – европейские хореографы. Они и приезжают на очные занятия, и преподают онлайн. И именно сейчас, когда все вокруг схлопывается, мне кажется очень важным продолжать эту связь.
Про смерть

- Сейчас мы вместе с музыкантом Петром Главатских готовимся к гастролям в Швейцарию. Будем показывать там наш последний спектакль «Реквием. Соло». Работу над ним мы начали полтора года назад. Это работа посвящена моей маме, которая умерла. Это единственная работа из всех, которую я не могу контролировать. Как только мне кажется, что я ее почти доделала, работа показывает насколько я была неправа. В январе мы планируем показать ее в Москве и посмотрим как далеко у нас получится продвинуться в этот раз.

Как только ты идешь в смерть, в это потустороннее, ты не можешь там быть главным. Ты заходишь в самый красивый и одновременно страшный режим, когда не ты ставишь работу, а она тебя. Меняются местами игроки, и ты чувствуешь то, что от тебя требует материал. Выстроить все логически уже не выходит. 
Про метафизические потоки

- Умею ли я управлять метафизическими потоками? Нет, не умею. Учусь. Я занимаюсь и трансовыми практиками, и шаманскими. Есть у меня знакомые шаманы. Как только ты заходишь на территорию тончайшего искусства, ты никак не можешь быть там главным. Ты можешь быть только проводником.
Про последний момент и заземление

- Мне всегда интересно начинать, когда все схлопывается. Тогда я думаю: мое время пришло! Мне всегда нужен последний момент. Поэтому и моя «Академия нового танца» открылась в Петербурге только сейчас.
Многие люди спрашивают: а как вы вдохновляетесь? Я говорю: знаете, мне бы заземлиться. Я только сейчас как-то начала дружить с материей, три года назад купила себе первое постельное белье, сейчас кровать. А мне 39 лет. И только сейчас я поняла насколько мне важно окружать себя красотой дома, создавать уют. Чем больше ты дружишь с материальным миром, тем дальше ты можешь вылететь в своем искусстве – уже не страшно. Раньше я совсем не умела заземляться, меня сильно раскачивало и приходилось ловить себя уже в больницах и возвращать обратно. С другой стороны я понимаю, что у меня всегда открытый поток, прямая связь со вселенной.

Пока я еще редко себе готовлю, но начало уже положено.  Обычно вселенная сильно заботиться о таких оторванных людях. Им всегда приставляют того, кто их накормит, проследит, чтобы они спали. Мне везет — мужчины мне постоянно готовят и делают это прекрасно. («Её надо как-то спасти!») А оказалось, что научиться это делать самой тоже интересно.


Еще почитать
Made on
Tilda