НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «За вдохновением», представляющая работы известных (в основном) русских художников-пенсионеров.

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Пенсионерами с XVIII по начало XX века в Российской империи называли выпускников Императорской академии художеств, получивших денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства. (Сейчас пенсион можно было бы назвать грантом). Пенсионерами могли стать отличники, окончившие обучение с большой золотой медалью. На средства пенсиона художники на несколько лет уезжали за границу для знакомства с мировыми традициями искусства. Долгое время Меккой для художников-пенсионеров была Италия, потом ее сменила Франция, затем в список стран вошли и Германия, и Швейцария, и другие страны.
Исаак Бродский. "Дети на берегу моря. Капри"
Основу экспозиции составляют 28 работ из коллекции Ярославского художественного музея, 12 работ добавилось из фондов Музея изобразительных искусств РК. На выставке представлены хорошо известные художники: И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев. Заметим, что некоторые работы классиков могут показаться нам неожиданными.

Кроме того, здесь экспонируются работы художников, незаслуженно забытых в наше время: Р. А. Берггольца, И. А. Пелевина, А. И. Штурмана и других. Все произведения посвящены жизни и видам Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Египта, Сирии, Палестины.

Проект, объединивший музеи, - обменный. Взамен в Ярославском художественном музее будет представлена выставка западноевропейского искусства из фондов нашего музея.
Выставка работ художников-пенсионеров в Ярославском художественном музее имела несколько названий: «Без визы», «Наши за границей» и другие. Об этом на вернисаже рассказала директор Музея изобразительных искусств Варвара Лебедева.

- В ходе проекта мы почувствовали, что можем к этим работам добавить и свои. Это – отличная возможность показать работы, которые редко экспонируются, но вызывают большой интерес. Здесь вы увидите и восточные темы в творчестве художников. Страны имели колонии, в колониях была другая жизнь, и это не могло не отразиться в выборе тем. Обратите внимание на работу Айвазовского! Уникальность выставки в ее нюансах, - говорит Варвара Лебедева.
Куратор выставки Алла Мельникова провела экскурсию по трем залам экспозиции.

- Мы хотели сделать выставку, которая показала бы зрителю пути развития искусства русской живописи и графики XIX века в контексте европейской культуры. Смысл пенсионерских поездок самых лучших выпускников Академии художеств был именно таким: научиться рисовать так, как это делали в величайших европейских школах. Изначально самой красивой страной в то время считалась Италия. Именно ей посвящен первый зал, приглашающий зрителя на нашу выставку. Затем искусство уходит в другие страны. Рим сменяется Парижем, возникает школа импрессионизма и другие стилистические направления. Именно Париж, как ни странно, и север Франции Нормандия являются лакмусовой бумажкой для появления личных пристрастий многих русских художников. А потом появляются Швейцария, и Берлин, и Голландия, и Лондон…» - рассказывает Алла Мельникова.
От учеников-пенсионеров требовалось обязательное выполнение программы. Они должны были посетить Рим, Неаполь, Венецию, раскопки Помпеи и Геркуланума. Они должны были обязательно сделать копии самых известных произведений изобразительного искусства и создать три экзаменационные работы. И только после этого можно было говорить о том, что тот или иной художник состоялся. Но есть два примера, связанных с нашим музеем и с этим зданием. Репин и Поленов, будучи соучениками, поехав в Италию и Францию, не вдохновились. Вернулись в Россию и всю свою жизнь посвятили своей родине.
- Жизнь пенсионера была не всегда вольна, сыта и тепла. Денег было крайне мало. Многие использовали свои личные средства, создавали маленькие работы, которые продавали. Но есть и примеры художников, которые приехали в Европу как пенсионеры, а потом решили там остаться. Здесь представлены работы Алексея Харламова, Алексея Ганзена, который является внуком Айвазовского, Марии Якунчиковой-Вебер, жены художника Поленова, - рассказывает Алла Мельникова.
Евграф Сорокин "Христос в Эммаусе"
Во время экскурсии Алла Мельникова рассказала много интересного о представленных работах. Например, Евграф Сорокин, написавший "Христос в Эммаусе", оказался первых из светских живописцев, обратившихся к этому библейскому сюжету. Кстати, художники, обучающиеся в Академии художеств по направлению религиозной живописи, имели более длительный срок пенсионерства. Они жили в Европе 6 лет за счет государства.
Василий Поленов «Мечты»
В образе Христа в работе «Мечты» Василия Поленова есть черты художника Исаака Левитана, который позировал коллеге. Поленов создал много копий этой работы, чтобы на нее могли смотреть студенты в гимназиях и училищах. Эти студенты потом много перерисовывали оригиналы, и сейчас иногда трудно понять, где работа мастера, где – учеников.
Интересно, что художник Степан Бакалович, изобразивший древнеегипетского писца Ра-Хотепа, очень точно изобразил все исторические детали, связанные с одеждой писца фараона, антуражем. Вместе с тем он допустил одну ошибку: свитки в Древнем Египте разворачивались не вертикално, а горизонтально. Искусствовед Алла Мельникова говорит, что художник, скорее всего, знал об этом, но для художественной задачи ему удобнее было изобразить свиток именно так.
Иван Айвазовский. "Пирамиды (В Египте)"
Интрига есть и в работе Ивана Айвазовского. Во-первых, он изобразил здесь пустыню, а не море. Во-вторых, изображение пирамид в Гизе – фантазия художника. На самом деле ни с одного ракурса, доступного путешественникам в XIX веке, не было видно сразу три пирамиды.

Приходите на выставку «За вдохновением»! Вас ждет много сюрпризов.


События
Made on
Tilda