Что бы сказал Бетховен о «Московской тройке»?

Валентин Голубев, студент Петрозаводской консерватории имени Глазунова, рассказывает о концерте «Бетховен. Opus 36», который прошел в ходе всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – ОPUS 36» в Большом зале консерватории.

Текст: Валентин Голубев, фото: Валентина Паутова
Концерт «Бетховен. Opus 36» был посвящен 225-летию со дня его рождения. Также этот вечер посвятили заведующему кафедрой специального фортепиано, заслуженному деятелю искусств Республики Карелия и Российской Федерации профессору Виктору Сауловичу Портному – в ноябре он отметит свой 80-летний юбилей.
Виктор Саулович Портной
По словам Андрея Устинова, главного редактора газеты «Музыкальное обозрение», благодаря стараниям Виктора Портного сотрудничество с изданием, начавшееся в 2004 году, продолжает благотворно развиваться. Также Андрей Устинов рассказал публике о концепте фестиваля и концерта, о выборе именно такой программы вечера. Невозможно было не затронуть темы ухода в этом году из жизни величайших людей в истории отечественной музыкальной культуры и их наследия – композиторов Родиона Щедрина, Софии Губайдулиной и музыковеда Валентины Холоповой.
Андрей Устинов
В первом отделении вечера прозвучала Симфония № 2 (ор. 36) Людвига ван Бетховена в переложении для фортепианного трио, сделанном его младшим современником Фердинандом Рисом. Андрей Устинов отметил, что музыка в этой симфонии получилась по-моцартовски театральной и по-бетховенски масштабной, в ней композитор изыскивал новые образы для своего Героя.

Это переложение для трио весьма необычно, так как было необходимо уместить в такой камерный состав всю мощь оркестрового гения Бетховена. Исполнили симфонию заведующий кафедрой струнных инструментов, профессор консерватории Прасковья Таникова, преподаватель Новомосковского музыкального колледжа имени М. И. Глинки, виолончелист Никита Рубцов и доцент кафедры специального фортепиано Дмитрий Ершов.

Это был интересный слушательской опыт: Вторая симфония редко звучит в концертных залах в оркестровом исполнении, ибо её чаще всего затмевают «сёстры» ‒ Третья, Пятая и Девятая – пик симфонизма венского классицизма. Через эти симфонии Бетховен словно показывает будущим поколениям своё мастерство оркестровки, богатство музыкальных идей и мыслей. Множество перекличек, масштабность форм, сложность поиска тембровых красок инструментов, попытка выжать из них максимум возможностей, виртуозность и множественные динамические контрасты требуют детальнейшего внимания и достаточного времени проработки. Публика тепло встретила уникальное исполнение – студенты, пришедшие поддержать своих педагогов, были в восторге и не могли сдержать крики «Браво!», и зал долго аплодировал.
Второе отделение концерта было посвящено композиторам, которых неформально относят к «московской тройке» ‒ Софии Губайдулиной, Эдисону Денисову и Альфреду Шнитке. По словам Андрея Устинова, такая музыка требует глубокого погружения, вслушивания в свой мир. София Асгатовна скончалась в марте этого года. И в интервью 2006 года она говорила, что не боится смерти, ведь это - часть жизни. В рамках концерта её память почтила Елизавета Нефёдова, студентка класса В. С. Портного, исполнившая Чакону для фортепиано, написанную Губайдулиной ещё в начале творческого пути, в 36 лет. Мощнейшее произведение в маске старинного танца, колоссальнейшее звуковое полотно эпического размаха, животрепещущая атмосфера которого не отпускает до последних нот. Выражая авангардное мышление и свое духовное мировоззрение и совмещая полярные настроения болезненности и разгневанности, Чакона на своем протяжении держит слушателя и исполнителя в постоянном тонусе внимания – в этой сложности и заключена гениальность творчества Софии Асгатовны.
Публика восторженно встретила это неординарное исполнение, позволившее открыть философские воззрения Губайдулиной, установить перекличку и диалог с бессмертным творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Хочется верить, что и эта музыка также заслужит звание бессмертной. Отвечая бетховенскому стилю и видению рояля как целого оркестра, София Губайдулина создала свою идею грандиозности вертикалей и остроты созвучий, благодаря которой современный пианизм достигает новых высот.

В заключение концерта прозвучал Фортепианный квинтет в 5 частях Альфреда Шнитке. Андрей Устинов рассказывал, что композитор является продолжателем идей симфонизма Бетховена, также представляя диалог эпох в своем творчестве. Альфред Гарриевич написал этот квинтет на смерть своей матери, которая скончалась в 1972 году. Шнитке тяжело переживал это событие и не мог закончить квинтет в течение четырех лет. Каждая из его частей написана на определенную музыкальную мысль: мотив креста, мотив B-A-C-H и другие. Это произведение исполнил струнный квартет «Resonance» Карельской филармонии в составе Анастасии Тереховой (скрипка), Евгении Давыденко (скрипка), Дениса Дорофеева (альт), Ольги Дорофеевой (виолончель), а также выпускницы класса В. С. Портного Елены Тараховской (фортепиано).
Елена Тараховская
Публика восторженно встретила это неординарное исполнение, позволившее открыть философские воззрения Губайдулиной, установить перекличку и диалог с бессмертным творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Хочется верить, что и эта музыка также заслужит звание бессмертной. Отвечая бетховенскому стилю и видению рояля как целого оркестра, София Губайдулина создала свою идею грандиозности вертикалей и остроты созвучий, благодаря которой современный пианизм достигает новых высот.

В заключение концерта прозвучал Фортепианный квинтет в 5 частях Альфреда Шнитке. Андрей Устинов рассказывал, что композитор является продолжателем идей симфонизма Бетховена, также представляя диалог эпох в своем творчестве. Альфред Гарриевич написал этот квинтет на смерть своей матери, которая скончалась в 1972 году. Шнитке тяжело переживал это событие и не мог закончить квинтет в течение четырех лет. Каждая из его частей написана на определенную музыкальную мысль: мотив креста, мотив B-A-C-H и другие. Это произведение исполнил струнный квартет «Resonance» Карельской филармонии в составе Анастасии Тереховой (скрипка), Евгении Давыденко (скрипка), Дениса Дорофеева (альт), Ольги Дорофеевой (виолончель), а также выпускницы класса В. С. Портного Елены Тараховской (фортепиано).
Ольга Дорофеева
В качестве предисловия к этой части встречи Андрей Устинов прочитал воспоминания Шнитке о детстве, о Вене и о квартире в этом городе, о своей семье. Музыка квинтета пронизана трагизмом, душевной болью. Исполнителям невероятно тонко удалось донести состояние душевной боли и пустоты после потери любимого человека. Постоянные повторы одной ноты в партии фортепиано звучали как утихающее биение трепещущего сердца. К концу произведения, достигнув катарсиса, было невозможно сразу отпустить напряжение от выразительности музыкальных эмоций.

Концерт до глубины души тронул сердца слушателей. Формат ведения, световое сопровождение и отзывчивость публики позволили создать атмосферу камерности. Мысленно воспроизводя воспоминания о концерте, хочется задать себе многие вопросы. Сложился ли разговор стилей? Удалось ли создать реку чувств? Одобрил бы Бетховен такое исполнение своей музыки и понравилось бы таковое ему?
Очень жаль, что концерт посетило не слишком большое количество слушателей – программа такого концерта нужна сегодняшнему поколению. Её исполнение, прошедшее в этот вечер на мировом уровне, могло стать украшением любого концертного зала и в России, и за рубежом.
События
Made on
Tilda