Олимп, где ни богов, ни героев
«Смогла бы я или нет?» – размышляла, читая, Маръа Малми
вслух!
текст: Маръа Малми
Любава Горницкая. «ОЛИМП и Ада». Издательство «Волчок».

Мысли. Их не уловит никакой прибор. Не увидит персонал. Не услышат проходящие мимо. Этого они не могли отнять, те, кто держал нас в ОЛИМПе. Возможности думать.
Мысли стали сокровищем. Протестом. Честностью. Силой. Способом не разучиться дышать.

Я решила отступить от привычного порядка и начать сразу с цитаты. Сегодня мы познакомимся с подростковыми антиутопиями. Это всегда интересно. И всегда страшно. Но сразу должна оговориться – нет, это не про нас. Это всегда про всё сразу, про всех.
Надо сказать, что я не очень люблю этот жанр, потому что все антиутопии, если снять «мясо», оставив «скелет», на одно лицо. И по-другому не получится в силу жанра. И тут уж все от автора зависит, от его выдумки – как он завертит историю, насколько прорисует героев; заставит ли им верить и сопереживать, чтобы история читалась, как свежая, чтобы затягивала, не давала себя бросить.

И даже если мы честно скажем, что каркас в этой антиутопии известен, ступеньки исхожены, то ведь – первое – юные читатели могут и не успеть познакомиться со всем предыдущим опытом мировой кладовой, для них этот роман будет совершенно новым по замыслу. И второе – Любава Горницкая, мне кажется, сумела написать это совершенно захватывающим образом.

Свои законы существовали не только у персонала. В созвездии тоже. Просто не такие, как в инструкциях. Негласные, понятные только нам. И их было нарушать опасно. Свои загрызут быстрее. Да и как существовать, если против тебя не только учителя, но и такие, как ты?
Некоторые договорённости касались девчонок. Стараться угостить Лану. Деликатно оттеснить от тяжёлого участка работы. Не злиться на Ветку и не обращать внимания на ее вечные рыдания. Зажимать Лене рот в буквальном смысле слова, если она начинала свою песню про Полярную звезду. Слушаться Миру.
Другие правила были чем-то вроде техники безопасности. Способом не влипнуть в неприятности с учителями. Не злить ЮЮ. Не дразнить Синуса. Не смеяться открыто над Куколкой и Голубем.

Свои законы существовали не только у персонала. В созвездии тоже. Просто не такие, как в инструкциях. Негласные, понятные только нам. И их было нарушать опасно. Свои загрызут быстрее. Да и как существовать, если против тебя не только учителя, но и такие, как ты?
Некоторые договорённости касались девчонок. Стараться угостить Лану. Деликатно оттеснить от тяжёлого участка работы. Не злиться на Ветку и не обращать внимания на ее вечные рыдания. Зажимать Лене рот в буквальном смысле слова, если она начинала свою песню про Полярную звезду. Слушаться Миру.
Другие правила были чем-то вроде техники безопасности. Способом не влипнуть в неприятности с учителями. Не злить ЮЮ. Не дразнить Синуса. Не смеяться открыто над Куколкой и Голубем.

Почему нам будет интересно читать эту книгу… Тайна есть? Есть. Давайте перечислим, что еще есть. Приключения с риском для жизни. Травля и издевательский обман, чего мы все боимся, когда по самому живому, да грязными лапами, да свои же. Много-много-много сердца и эмоций. Необъяснимая тяга к прекрасному, когда вокруг к этому ничто не располагает. И, конечно же, герои – будто мы их знаем, вчера видели – настолько живые.
писатель Любава Горницкая
Главная героиня – сирота с прекрасным именем Аделаида, которую все зовут Ада. Что мне в ней нравится? Она честна с собой. Не прикидывается «хорошей». Она живет в жестком мире, и сама состоит из углов. В ней есть агрессия, и она это знает, и может ее выпустить. Даже хочет. Вот только… Есть вещи, которые в ней сильнее этого желания – бить и крушить. Есть вещи, которые направят в ней агрессию в нужное русло, запустят движок, который позволит Аде выжить, а зла безвинным не творить. Мне кажется, это очень важно – вовремя прочесть о том, что делать со своей злостью и ненавистью, из которой (что ж поделать) мы тоже состоим.

Мы жили в своём мире, в доме посреди степи, словно существующем вне Юга-1. Никакой связи с прежней жизнью. Писем. Посещений. Выходов в сеть. Ничего.
Даже то, что могло уберечь раньше, тут не спасало. Родные могли что-то изменить раньше, сейчас мы были сами за себя. ОЛИМП довольно быстро убивал веру не только в существование реальности вне территории лицея, но и в подлинность всего, что находится за пределами этажа. Даже выходы в сад казались путешествием. Я поймала себя на мысли, что начинаю забывать город. Дым заводских труб. Свалку металлолома и пустырь с плитами. Каменную лестницу и солнечные часы. Тесные автобусики со скользкими дерматиновыми сиденьями. Ночник-башмачок в квартире бабушки и портреты героев Третьего Противостояния на первом этаже моего лицея.

Мы жили в своём мире, в доме посреди степи, словно существующем вне Юга-1. Никакой связи с прежней жизнью. Писем. Посещений. Выходов в сеть. Ничего.
Даже то, что могло уберечь раньше, тут не спасало. Родные могли что-то изменить раньше, сейчас мы были сами за себя. ОЛИМП довольно быстро убивал веру не только в существование реальности вне территории лицея, но и в подлинность всего, что находится за пределами этажа. Даже выходы в сад казались путешествием. Я поймала себя на мысли, что начинаю забывать город. Дым заводских труб. Свалку металлолома и пустырь с плитами. Каменную лестницу и солнечные часы. Тесные автобусики со скользкими дерматиновыми сиденьями. Ночник-башмачок в квартире бабушки и портреты героев Третьего Противостояния на первом этаже моего лицея.

В этом жестком мире у Ады и так проблем по горло, а за серьезную провинность ее отправляют в закрытый интернат ОЛИМП, о котором ходят жуткие слухи. Автор нашла хороший ход: чтобы объяснить систему придуманного мира, она выкладывает короткие выжимки из его законов, уставов, деловых записок. Емкие тексты сразу вводят в курс дела. Тем более, что многое скрыто от героев, и при всем желании они не сумели бы об этом рассказать. Ведь антиутопия – это еще и о том, что всей правды мы никогда не узнаем.
Иллюстрация Дмитрия Ушакова
Иллюстратор Дмитрий Ушаков интересно поработал над графикой, усилив текст. Если кому-то сейчас хочется почитать «утешительную» антиутопию – берите именно подростковую. В ней автор не оставит невзрослого читателя без надежды. Это завершенный роман, но я буду ждать продолжения! И Любава Горницкая сообщает читателям, что продолжение почти дописала.

Лоис Лоури. «Дающий»
Много, много надежды вам подарит «Дающий» писательницы из США Лоис Лоури. Впрочем, сначала он вам подарит много нервяка, потому что следить за жизнью взрослеющего Джонаса – то еще удовольствие. Они в том мире спокойные все, безмятежные, бесчувственные, серые… А ты постоянно на взводе. Потому что ну не может же быть так, чтобы все это не лопнуло жутким наливным пузырем! И оно лопается. Когда не знаешь чувств, почувствовать впервые – страх, любовь, горе, одиночество, счастье – это же так больно. И все это предстоит главному герою. Потому что он… ну так скажем «избранный». В этом мире такая система. Чтобы всё было тихо и спокойно, всех лишили чувств и красок. Но один – всегда все помнит. Должен быть один «дающий», кто хранит и потом передает знания и чувства.
Зачем? Хороший вопрос. Но обладая этим знанием, ты один становишься хранителем человечности. И внезапно видишь, насколько расчеловечен твой мир. И все те, кого ты призван любить или хотя бы ценить, если уж любовь никому не доступна, - все они совершенно бесчеловечны, только не знают об этом. И ты один можешь подарить спасение беззащитному. Это трогательная и счастливая история. Хотя и трудная.
писательница Лоис Лоури
Кстати, у книги есть продолжение. Это целая серия «В поисках синего», «Вестник» и «Сын». Но я их не читала. А также есть фильм с неуклюжим переводом названия «Посвященный». Кино не особенно хорошее, но зато там Мэрил Стрип и Джефф Бриджес. А это вам не коты натоптали.
А теперь… Вангую! Так называется наша веселая подрубрика. Предлагаем вам выбрать страницу книги (от 9 до 247), а также строку от 1 до 20 (от начала или от конца). И мы погадаем по книге. На этот раз – по книге «ОЛИМП и Ада». Ее автор Любава Горницкая ответит первому, кто напишет комментарий, который будет выглядеть примерно так: «страница ХХ, строка ХХ от конца/начала». Мы хотим, чтобы выдернутые из книг фразы послужили толчком или для предсказания, или для пожелания.
Любовь Трофимова

В прошлый раз мы ванговали по книге Анны Занадворовой «Точки пересечения». Первой комментарий оставила наша читательница Любовь Трофимова. Она загадала: «Страница 40 строка 12». Выбранная фраза звучит так: «Мы уселись на ковре играть в «Диксит». Я ее уже...». Вот что написала Анна: «В книге герои сначала играют в «Диксит» по правилам, а потом используют колоду с картинками для гадания – задают вопрос и пытаются разгадать ответ в изображении. Я вытащила для вас случайную карту из колоды. Желаю вам всегда интерпретировать знаки судьбы в свою пользу – и верьте, всё хорошее, что вы себе придумали и намечтали, обязательно сбудется! Надо просто набраться терпения и подождать. А еще лучше что-то сделать, чтобы приблизить свою мечту!»
Спасибо автору, спасибо нашим читателям! Ждем ваших комментариев, пожеланий и предложений.
Ваша Маръа Малми.


События
Made on
Tilda