«В моём поле зренья появляется новый объект»

В Городском выставочном зале открылась выставка-фантазия молодых художников «Другое измерение» (6+).

Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
В афише выставки – десять авторов, связанных с Петрозаводском разными связями: Иван Лалиашвили, Антонина Юфа, Дмитрий Василенко, Дарья Вихко, Василий Зорин, Виктория Копейкина, Павел Игнашов, Наталия Макарова, Лидия Колпакова. Большая часть участников сейчас живет в нашем городе, другие связаны с нами на расстоянии. Объединяет художников не только география, но и способность создавать свои художественные миры, находить в них и своих героев, и отражение мыслей, чувств и фантазий.
Многие работы объединены в серии. Многие напоминают иллюстрации литературных произведений. Художники, с которыми поговорила «АркА», так же, как и литераторы создают свои параллельные реальности миры по разным причинам. Егор Щукарев попытался объяснить это на открытии выставки.

- В этом году мне попал в руки роман «Западные земли» Уильяма Берроуза. Это книга о пожилом писателе, который в одиночестве, безденежье и в деменции пытается писать роман в свойственной своему состоянию манере разрывности повествования, фрагментарности. Он пытается рассказать несколько историй – получается лабиринт, через который он пытается выйти в другое измерение. Благодаря его воображению возникает какой-то параллельный мир. Я провел внутреннюю инвентаризацию того, что я прочитал и посмотрел за последние лет десять, и понял, что основной рефрен многих произведений искусства, сквозной сюжет многих авторов связаны с попыткой сбежать от реальности в другое измерение. Редкий эскапизм: закрыть глаза и не видеть эту реальность. Но чаще это все же попытка выстроить за счет перспективы и глубины своего воображения, воспоминаний и знаний критическую дистанцию между собой и этой реальностью. Это нужно, чтобы смотреть на эту реальность более объективно, или воздействовать на нее, или говорить с ней наравне. Вдохновившись романом «Западные земли», я понял, как закончить одну из своих работ, - рассказал художник.
Куратор выставки заведующая ГВЗ Мария Юфа рассказывает про идею выставки так:

- У каждого из участников выставки свой способ разговора со зрителем. У кого-то с помощью тиражной графики (Павел Игнашов), или коллажа (Дарья Вихко), смешанных техник (Егор Щукарев), целых миров компьютерной графики и анимации (Иван Лолиашвили, Василий Зорин, Лидия Колпакова). Мы хотели сконцентрировать внимание на том, что наряду с мастерами традиционной манеры живописи рядом с нами живут художники, которые могут работать в другой технологии, искать миры внутри себя, которые могут поглощать зрителя, избавить его от рутины. Или, может, задуматься о серьезном, осознать трагизм собственной жизни. Или, наоборот, отдохнуть и отвлечься. Возможности у этого направления огромны. Что может быть важнее для творчества, чем воображение и фантазия?
Антонина Юфа рассказала «Арке», что ее впечатляет красота, которую можно увидеть даже в окурках.

- Я – такой художник, который действует не от ума. Я никогда ничего заранее не продумываю, просто сажусь за лист, иногда даже без вдохновения. У меня есть потребность что-то сказать, а словами говорить я не умею и не люблю. Я – художник, поэтому я разговариваю своими работами - это для меня единственный способ выразить мир. Когда я сажусь перед чистым листом, со мной начинают происходить неподвластные мне вещи. Я сама не знаю, как это происходит, откуда что берется. Иногда мне кажется, что я просто отключена в этот момент. Это, может, расхожая фраза: связь с космосом, что-то еще. Так все просто и бездумно: что-то чувствую и пытаюсь это визуализировать. Вот и всё.

Я вернулась в Петрозаводск и очень этому рада. Меня вдохновляет здесь все. Я не очень люблю это слово, не могу сказать, что я рисую от какого-то супервдохновения - просто есть какая-то потребность, и она не всегда радостная. Я вижу красоту во всем. Даже в окурках, например. Ничего специального нет - просто жизнь. Так я ее вижу и чувствую. Мне и добавить-то нечего, - объяснила «Арке» идею своего метода Антонина Юфа.
Художник Дмитрий Василенко выставляется в первый раз. Говорит, что не планировал выставлять свои работы, но художник Сергей Терентьев год назад убедил его показать свое творчество публике.

- До сих пор я выставлял свои работы только в соцсетях. Работы продавались, конечно, но у меня не было цели показать их всем. Техника самая простая: акрил, холст, ничего такого больше. Есть у меня и графика, но, в основном, холст и акрил.

Что меня впечатляет? Я стараюсь побольше читать книги. Мой ориентир роман Генри Мелвилла «Моби Дик». Как в армии прочитал его, так и читаю. Люблю и Астафьева. «Царь-рыба» - гениальное, конечно, произведение.
Дарья Вихко рассказала «Арке», как у нее возникла идея создания коллажей.

- Коллаж я делаю из рисунков тушью. Это началось с того, что у меня было очень много рисунков. Я рисовала что-то с натуры, что-то – с фотографий, брала из головы тоже. Было много набросков, и я не знала, что с ними делать. В какой-то момент я их вырезала и стала раскладывать на бумаге – на цветной и на белой, что-то добавлять и тут поняла, что можно делать коллажи. Вот они. Тут нет задумки, нет эскиза, поэтому и интересно. Тут весь смысл в процессе. Часто я делаю сразу по пять работ. Могу разложить вокруг себя маленькие вырезки и перекладывать туда-сюда картиночки. Это может ни к чему не привести, но всегда есть процесс, а для меня это всегда успех. Даже если не вышла готовая работа, я получила радость даже от процесса игры. Однажды у меня брали интервью, и девушка сравнила это с пасьянсом. Мне кажется, это хорошее сравнение, - говорит Дарья Вихко.
На выставке можно увидеть и кукол Дарьи Вихко, и домики, которые она придумала вместе с Павлом Игнашовым. В одном из домиков, в «Теремке», живет веселая компания героев-свободных художников. Можно представить себе их общежитие по антуражу и нюансам жилища. В другом домике живет романтическая Зайка. Она ведет дневник и скучает по зайчику из соседнего дома. Мы узнали об этом от самой Дарьи, которая показала нам секрет, спрятанный в домике зайки. Миниатюрный портрет зайчика трудно разглядеть в окошке домика, который стоит на столе у Зайки. Между тем, это настоящее фото.

- На стенах в домике зайчика висят настоящие офорты. Мы делали маленькую печатную форму, и, с учетом всей технологии, печатали офорты на маленьких листочках. В «Теремке» тоже есть линогравюра, напечатанная на маленьком станочке с маленькой печатной формы. И там на стенах обои, они тоже сделаны с помощью техники линогравюры. Я вырезала две доски, две печатные формы, печатала разными цветами. В домике, кстати, три вида обоев.

Мы играли с этими персонажами. Это было интересно. Особенно в «Теремке», где четыре героя, есть три локации и можно по-разному их менять, придумывая сюжеты. Когда я делаю игрушки, я всегда пишу к ним истории. У меня был проект «Игрушки и истории», и я там много сочиняла, - сказала нам Дарья Викхо.
К сожалению, мы смогли поговорить не со всеми участниками выставки, но уверены, что их впечатления от жизни даже в словах были бы интересны зрителям и читателям.
Выставка будет открыта до 24 сентября.


События
Made on
Tilda