«Не сдуваем великую пыль!»
Художник и педагог из Петрозаводска Майя Савчук рассказывает про то, как она получила в подарок билет на знакомство с Юрием Норштейном, знаменитым художником-мультипликатором и режиссером.
текст: М. Шамраева
«Наташа Никулина, мама Стëпы, подарила мне поездку к Юрию Норштейну, тому самому великому режиссёру и мультипликатору "Лисы и зайца", "Сказки сказок", " Сечи при Керженце" и создателю "Ëжика в тумане". Мое «спасибо» сложно передать словами. Я и мечтать не могла в двухтысячных, когда покупала диски с его работами, что попаду в его мастерскую, буду там пить чай, говорить с ним, слушать его и понимать каждое слово», - написала Майя Савчук на своей странице в соцсети.

«АркА» договорилась, что Майя поделится с нами впечатлениями о встрече с Мастером. Вот ее рассказ.

- Есть такой Клуб путешествий Михаила Кожухова. Его участники путешествуют не только вдаль, но и вглубь. И у них есть такой формат встреч, который называется «Душа компании». Ты покупаешь билет и встречаешься с известным человеком, пьешь с ним чай и разговариваешь. Когда я пришла в мастерскую Норштейна и сам Юрий Борисович открыл мне дверь, впечатление от одного этого было очень сильным. Всего нас было 13 человек, все приходили в разное время, и он каждому открывал дверь.
Юрий Норштейн подписывает альбом
Это была реальная мастерская. Там висела его рабочая одежда. Шинели везде висели. Мультфильм «Шинель» он делает с 1981 года. Работа еще не доделана. Здесь я встретила человека, которому все равно, что происходит вокруг. Это было самое крутое. Он просто делает дело, которое считает нужным, уже больше 40 лет.

Юрий Борисович очень бодр, он не меняется. Он, видимо, вошел в то время, когда возраст не идет дальше. Кроме него, я видела еще двоих таких людей: художников Виктора Калинина и Павла Никонова. Они оба приезжали к нам в Петрозаводск. Одному было 76 лет, другому – 91. Это люди того же времени. Время не поменяло их представления о ценностях. Они не говорили о деньгах или о чем-то таком. Только об искусстве и человеческом достоинстве и все. Это было очень круто.
в мастерской Юрия Норштейна
В течение примерно трех часов Юрий Борисович разговаривал с нами. Каждый раз, видимо, он выбирает тему сам. Он открыл книгу и говорит: «Давайте поговорим про живописный строй в «Лисе и зайце».
четвертная композиция, мультфильм "Лиса и заяц"
Я не знаю, кто были моими компаньонами. Судя по вопросам, возможно, кто-то был связан с изобразительным искусством, кто-то – с литературой. Сам Норштейн очень крут. Он постоянно читает стихи на память. Он читает, прерывается, говорит что-то, потом снова читает. Ему не нужно прикладывать усилий, чтобы вспомнить слово, он так говорит, будто он сам это писал. Как оратор он превосходен.

Он показывал нам на видео, как он изначально придумывал мультфильм «Лиса и заяц» и про цвет говорил. У меня был вопрос, который я так и не задала. Этот вопрос ничего бы не дал обычному человеку. Вопрос такой: «Как физически он переносит несовершенство материального мира?» То есть, материальный мир всегда вольно или невольно искажает первоначальный замысел художника. Допустим, он задумал мультик с одними цветами, перенес это на пленку - вышли другие цвета. А когда мультфильм оцифровывают, переносят на другие носители, там цвета  получаются вообще другие. Я не представляю себе, как он это выносит? Как можно смотреть мультфильм, который не является тем, что ты создал. А большинство людей и не догадываются, что есть какая-то разница.
кадр из мультфильма "Ежик в тумане"
Наташа Никулина мне вчера сказала, что сейчас даже убирают реплику Ёжика «Псих!», вырезают ее. И, кстати, сам Норштейн очень большие опасения высказывал по поводу курения трубки Зайцем в мультфильме. Ему петух дает трубку, и Зайчик прикуривает, кашляет, такой классный момент.

Мы смотрели этот мультфильм, и это было, конечно, круто, потому что у них цветопередача была именно та, которая нужна. И с этими комментариями со всеми. И мы смотрели и каждую маленькую козявочку разглядывали, смеялись. Очень классно – смотреть его вместе с автором.
в мастерской Юрия Норштейна
Я люблю «Лису и зайца» именно из-за того, что там четвертная композиция, и они переходят из этого четвертного устройства мира друг к другу. Как можно было додуматься до этого? И эта фраза его понравилась, что печаль драматическая – из нее вся жизнь и состоит. Радостная печаль.

Кстати, я очень удивилась, когда узнала сейчас, что действие в мультфильме «Цапля и журавль» происходит не в старинных развалинах, а в нарочно руинированных строениях. В XIX веке была мода строить такие вещи. И у меня сразу все перевернулось. То, что раньше казалось сильно печальным, стало сильно красивым.
мультфильм «Цапля и журавль»
Я конспектировала все, что он говорил. Было несколько моментов, которые на меня особо сильное впечатление. Прежде всего, его мысль о том, что искусство вообще не связано ни с деньгами, ни со славой, а служит только для воспитания нравственного достоинства человека. Только достоинства человека и все. Это все меня очень впечатлило и вдохновило. Да, в какой момент уже надо остановиться и перестать зарабатывать деньги. Сказать себе: «Все, живи ради дела».
работа на мультфильмом "Шинель"
Он рассказывал, что не любит компьютер. Говорит, попросил знакомого что-то сделать с помощью программы и остался недоволен. Ему хотелось, чтобы это было «погрязнее», без идеальности. А компьютер все делает ровно наоборот. Он за какую-то тайну. Я, честно сказать, не знаю, есть ли эта тайна на самом деле? Я думаю, что все познаваемо. Но что пока не познали – да, выглядит сиро и убого. Он сам все делает вручную.
художница Майя Савчук
В мастерской Норштейна всюду пыль. Он как-то приехал в Финляндию, его спрашивают: «А как вы так снимаете?» А он: «Вы никогда в жизни так не снимете, потому что у вас слишком чисто». Там реально везде слой пыли. Поймала себя на мысли, что хочется сдуть ее. Одергивала себя: «Так, не сдуваем великую пыль!» Сколько я была в мастерских, но такого количества наслоений не видела: все забито, завалено. Такие узкие проходы я видела только однажды у моего знакомого закройщика. И ты протискиваешься, все везде висит, завалено и книги-книги-книги… Он что-то говорит, говорит, а потом берет нужную книгу. Извлекает ее из тысячи. Взял, открыл, нашел, прочитал. Ясность ума необыкновенная.


События
Made on
Tilda