МАРИЯ В ГОРОДАХ

Екатерина Юникова беседует с актрисой Национального театра Карелии Марией Ненашевой о жизни и театре.

Текст: Екатерина Юникова, фото: М.Никитин
В 2018 году Мария Ненашева окончила Казанское театральное училище. После окончания была принята в труппу Русского драматического театра Стерлитамака. Затем — в Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького в городе Махачкала. С 2023 года она - актриса Национального театра Республики Карелия.

«Мне очень нравится и труппа, и цеха все. Я очень люблю наш театр, потому что каждый раз, когда что-то начинаешь делать - все тебе помогают, никто палки в колеса не ставит, ни у кого нет скучных глаз, нет, все наоборот «за», начинают гореть и втягиваться. Это дорогого стоит, конечно. Не везде так».

— Что вас привело театр?

— Я родилась в семье актрисы и хореографа, и все детство и юношество провела в театре, в Казанском ТЮЗе. Папа иногда брал с собой в Театр оперы и балета. Я постоянно пропадала в театре. Мама даже запретила мне ходить туда, потому что я не хотела ходить в школу – все время бегала в театр смотреть репетиции и спектакли. Дома я поступала так: быстренько мыла полы и посуду, и бежала за мамой в театр. То есть, она выходит на спектакль, а я в метрах 50-ти крадусь за ней. Там 15 минут до театра от дома. Она заходит в гримерку, поднимается по лестнице, и я тоже по этой лестнице поднимаюсь и бегу на колосники. С колосников смотрела все спектакли по много-много раз.
Мария Ненашева, фото: М.Никитин
— Мама вас не замечала?

— Нет, потому что колосники находятся над сценой, а в зал-то я боялась идти, чтобы она меня не увидела. Потом мама разгримировывается, а я быстро бегу домой. Еще тоже был момент. У меня в детстве не было такого, что я хочу быть мусорщиком, пожарным - никем не хотела быть, мне нравилось быть собой. В школе классе в восьмом-девятом, наверное, мне прям дико не нравилось, было скучно, и я устраивала маме истерики: «Я хочу в театр! Я хочу на репетицию с тобой! Я потом пойду туда работать! Я знаю, как играть! Я всем там покажу!» Она мне начала объяснять, что сначала надо поступить в училище, четыре года отучиться. Я не понимала, зачем учиться? Я и так все знаю. Но в итоге поступила и проучилась, и это были лучшие четыре года в моей жизни.
Спектакль "Ромео и Джульетта", фото: М.Никитин
— Родители, получается, не были против того, что вы пойдете по их стопам?

— Мама была против. Я думаю, это было не столько из-за того, что я не делаю ничего по дому, а потому, что она знает все минусы профессии, поскольку сама в ней.

— Какие минусы у профессии актера?

— Любая профессия предполагает какое-то служение, то есть забирает время, но здесь это прям очень сказывается. То есть, это отсутствие времени, иногда семейного. Когда ты делаешь роль, то постоянно живешь в ней, постоянно о ней думаешь, смещается фокус внимания. Даже если ты выполняешь семейные какие-то обязанности, свои проекты. Плюс, конечно, наверное, выгоднее в финансовом плане, работать в другом месте.

— А если бы была возможность сменить профессию?

— Я даже не рассматриваю такой возможности. Сейчас есть какие-то курсы айтишников, все такое. Я не могу. У меня не получается фокус сместить на другое, да и как-то не хочется. Вообще нет. Никем бы я не стала.

— Хорошо, что вы нашли дело своей жизни и никогда в нем не сомневались. А хобби у вас какие-то есть?

— Если вот уборку считать хобби, то уборка, наверное, потому что, когда убираешься, голова становится спокойной. Ты можешь думать, параллельно учить текст или вообще просто отдыхать за каким-то физическим делом. Еще мне нравится результат после уборки. А так, еще плавать люблю.
Мария Ненашева, фото: М.Никитин
— Вы служили в театре Стерлитамака, в Махачкале, и в 2023 году переехали в Карелию. Как произошла такая большая перемена в географии?

— У меня же муж тоже актер, тоже служит в Национальном театре, и мы легкие на подъем ребята. Мне кажется, мы ищем свое: свой театр, свою команду. Вот здесь мы, думаю, нашли. Нас не ограничивает то, что нам нужно переехать в какую-то точку другую, то есть, если мы чувствуем, что здесь - всё, то решаем искать дальше.

— А как менталитет?

— Да, удивительно было, что, приехав сюда из Дагестана, где все другое, познакомившись со всеми коллегами, мне стало так спокойно! Мы даже обсуждали с мужем, что никто не улыбается, никто не задает вопросов, все в работе, все делают дело, и это классно. И ты не воспринимаешь отсутствие улыбки как знак, что тебя не любят. В этом плане мне близок, наверное, ваш менталитет северный.

— Какие у вас впечатления от карельских зрителей? Тоже, наверное, сидят хмурые.

— Я выросла в Казани, все театры там обошла, все посмотрела. Как правило, в финале 90% зрителей встают и аплодируют. Здесь - нет. Для меня это было так странно: «А чего вы не встаете?» Зрители здесь более сдержанные. То есть, если в Казани или в Дагестане все проявляются очень-очень ярко, то здесь более сдержанно, но зато эти проявления зрительские становятся более ценны, потому что их меньше, и они происходят в точных местах.
Настасья , спектакль «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать» , фото: М.Никитин
— Вы читаете отзывы?

— Конечно, мне очень важны зрительские отзывы, потому что это же обратная связь, то, для чего мы всё и делаем. Более того, это всегда интересно, когда ты внутри спектакля, ты порой не видишь, что происходит: у тебя - своя линия, у ребят - своя. Интересно почитать полное впечатление о спектакле. Порой зрители видят такие удивительные вещи, свою интерпретацию. Пишите отзывы!

— «Укрощение строптивой» - ваш первый спектакль в Карелии. Как проходила работа?

— Интересно, что в списке моих ролей, это вторая эпизодическая. Когда я пришла в театр в Стерлитамаке, мне за 3-4 месяца дали восемь вводов на роли первого плана. Здесь иначе. Это интересно, классно, но для меня сложнее, чем когда ты постоянно на сцене. Утебя есть уже линия, которую ты ведешь, а тут тебе нужно как бы впрыгивать во все происходящее. Знакомство с коллегами, конечно же, произошло. Так что это больше впечатления у меня не о самой работе с режиссером, хотя они замечательные, а от знакомства с театром.
Мария Ненашева, фото: М.Никитин
— Следующей работой был спектакль «Ромео и Джульетта». Там много языков звучало, в том числе татарский. Вы знаете его?

— Вообще я выросла в русской семье, и на татарском у нас разговаривали очень мало, но татарский - это единственный предмет в школе (обязательный в Татарстане), который я сама сдала на 4 с плюсом. Это достижение для меня. Если кто-то говорит на татарском, то процентов 80 я пойму из разговора. Поддерживать разговор я могу, конечно, но на уровне татарский - русский. Я не являюсь носителем языка, скажем так. Но в нем тоже есть свои тонкости, свое произношение. То есть разговорный, что в школе учили, - это немного не то, поэтому мы занимались все-таки с репетитором для спектакля. У меня в спектакле меньше татарского, чем у мужа. Вот он там на татарском работает сразу две роли.

— Зато вам петь приходилось много. Как вы сами оцениваете этот спектакль?

— Я очень люблю эту работу, потому что, во-первых, люблю эту пьесу, люблю прям каждое слово в ней. Оно попадает в меня, как нож в масло. И я читала для этой роли пьесу семь раз подряд. Исполняю я там не песни, а, правильнее сказать, зонги. Они полностью составлены из пьесы «Ромео и Джульетта» в переводе Пастернака. Я читала, собирала. Некоторые прям целиком кусочки были. И плюс референс, который мы брали, то есть стиль музыки, мне близок, поскольку этот исполнитель тоже из Татарстана. Как-то все совпало в этом плане. И в плане режиссера тоже.

Максим Соколов он, конечно, запал мне в сердце, потому что как только он приехал - мы в это все окунулись, и, по ощущениям, прошли, наверное, сутки. Но на самом деле не сутки, конечно, а довольно долгое время. Это о том, что все было очень динамично, вовлеченно, и все сплотились. Он все разрешал делать. То есть, ты приносишь, пробуешь - и он сразу это находит, куда это применить - сотворчество. Классно, когда актер слышит режиссера и верит ему. Режиссер несет главный замысел, идею, а актер вместе с ним реализует. Каждый спектакль, каждая работа с режиссером - это как отдельное путешествие куда-то.
Настасья , спектакль «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать» , фото: М.Никитин
— Работу с татарским языком мы обсудили. Как шла работа на вепсском, когда вы репетировали Настасью в спектакле «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать»?

— Классно. Мы же начали работу в мае, получается, прошлого сезона, и у меня было целое лето, чтобы понять вепсский, изучить его. Вот целое лето я училась по всевозможным видео. Если открыть ленту YouTube, то у меня про вепсов все будет просмотрено, потому что мне настолько интересны были их обычаи. У вепсов все настолько логично, что думаешь: «Почему я так раньше не делал?» Начинаешь применять в жизни. С языком было очень интересно: я смотрела уроки, учила, потом в театре моя вепсская мама, Александра Анискина, помогала. После лета у меня уже был какой-то базис, я понимала примерно, как что строится. Я не воспринимала это как трудность, честно говоря.

— Какие у вас впечатления от этой роли?

— Многое зависит от режиссера. Вот это путешествие уже другое. Они полярно разные с «Ромео и Джульеттой» по ощущениям, по атмосфере, которая создавалась нами и Ариной Гулимовой, режиссером. У меня вообще от этого спектакля ощущение, что ты приходишь домой. Мне ничего не приходится делать как будто, в плане образа, оно как-то само все подключается. Там много личного, на самом деле. Первый монолог от меня идет. У Александры Анискиной ее монолог тоже личный. И свои вопросы там у меня решаются. Проделана большая работа. Там же место действия - лес. Мы выезжали на репетиции на природу, у меня впервые такое было. И вот память ощущений прям была, это дает правду жизни на сцене. И, конечно, у меня с героиней многие вещи похожи. Например, тот самый момент, когда ты - городской житель, и выезд в лес для тебя - это дикий стресс. Я боюсь насекомых, не люблю, когда комары кусаются, у меня аллергичная кожа.

Был даже такой момент, что на фотосъемке меня покусали комары. У меня раздулись огромные комариные укусы, и когда на сцене Настасью кусают комары, то выглядит это все довольно реалистично, особенно первые ряды, мне кажется, заметили. Также основной момент, который попал в меня после первой читки, что отца в моей жизни было недостаточно, не как хотелось бы. Это совпадение мне очень помогло в жизни: я тоже постоянно искала, пыталась больше общаться, а потом в какой-то момент поняла, что все, что есть в маме и папе - есть уже во мне, как в человеке. И мне так легко стало. Надеюсь, что Настасья тоже в конце это понимает.
Спектакль "Ромео и Джульетта", фото: М.Никитин
НОВЫЙ ОПЫТ

— Какие бы вам еще роли хотелось исполнить?

— Я бы хотела все, что предложат. Мне нравится абсолютно все. Я не могу сказать, что вижу себя в конкретном амплуа, меня видят режиссеры. Чем больше разных работ и разных качеств, разных тем раскрывается, тем интереснее.

— Какие-то вводы в другие спектакли были?

— Нет, не было еще. Я очень рада этому моменту, потому что в первом театре куда я пришла, в Стерлитамаке, там мне сразу дали много ролей первого плана. То есть человечек, который только закончил учебный театр, где ты с однокурсниками наравне, вы - команда, пришел в театр, где народные артисты. Это объем, это зал огромный, то есть технически было очень мощно. Мне очень не хватает темповой работы, когда спектакль за спектаклем ты вводишься, потом у тебя премьеры. С одной стороны, я рада, что нет вводов, потому что у меня их было очень много в свое время, а, с другой, я скучаю по темпу работы. Но у меня будут вводы.

— Был у вас опыт в кино? Хотелось бы?

— Не было. Это же совсем все разное, и какое-то существование другое, но интересно, конечно, попробовать. Но пока у меня достаточно как будто бы театра, очень много работы здесь. Может, потом как-то сложится и получится сыграть и в кино.
Мария Ненашева, фото: М.Никитин
— Если нет героя, которого бы хотелось сыграть, может есть режиссер, с которым хотелось бы поработать?

— Со всеми, конечно, хотелось бы поработать! Я мечтаю поработать с Вячеславом Поляковым, потому что мы еще ни разу не работали, а он рядом. Надеюсь, что в скором времени мы с ним встретимся.

— В каких еще проектах вы заняты?

— Например, мы делаем новый проект в театре – «Бесшумный подкаст». Сейчас мы записали его с новым актером нашего театра Эльгаром Гусейновым. Вот так вот, что-то на ходу кому-то пишешь. Но бывают моменты, когда ты сидишь дома, читаешь, смотришь фильмы. Такая классная профессия, что бывает период, когда ты просто сидишь и сам себя взращиваешь в этот момент, готовишься, развиваешься. А бывает, когда ты год подряд работаешь.
Мария Ненашева, фото: М.Никитин
— В другие театры города ходили?

— Да. Я вообще люблю ходить в театр. С мужем пойдем впервые в Музыкальный театр на «Алису». Вообще я ходила очень много в «Творческую мастерскую». Мы смотрели спектакли «Вся наша маленькая жизнь», «Гроза», «Про мою маму и про меня». Каждый раз, с каждого спектакля я выходила какая-то перевернутая. И в нашем театре я тоже была на спектаклях.

По возможности мы ездим на спектакли в другие города. Летом, например, были на «Трех сестрах» в БДТ.



События
Made on
Tilda